795

Постой, паровоз!

Судебные тяжбы между двумя юридическими лицами, специализирующимися на пассажирских перевозках, длятся около года. Но окончательная точка в этом споре еще не поставлена. Ранее мы рассказали об этой истории по просьбе представителей руководителя “ЖелДорТранс-Актобе” Талгата ЖУМАГАЛИЕВА. На днях в редакцию “Времени” с официальным письмом обратилась гендиректор ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” Карлыгаш АУБАКИРОВА.

Постой, паровоз!

По ее словам, компания старалась избегать вынесения хода судебного разбирательства в публичное пространство, чтобы исключить какого бы то ни было влияния на судебные решения через формирование определенного общественного мнения до вынесения решения суда. Но в связи с предпринятыми действиями оппонентом по судебному процессу “ЖелДорТранс-Актобе” и учитывая авторитет и доверие широкой аудитории к республиканской ежедневной общественно-политической газете “Время”, представители Карлыгаш Кабиденовны были вынуждены от­реагировать.

- Начнем с позиции компании “ТРАНСТУРС Казахстан” с момента проведения тендера на перевозки железнодорожным транспортом сотрудников “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.”, работающих вахтовым методом, между двумя городами на западе страны. Здесь важно отметить три существенных момента, - говорят представители “ТРАНСТУРС Казахстан”. - Первое: наша компания выиграла тендер, предложив самую конкурент­ную цену. Во-вторых, партнером победителя выступило ТОО “Пассажирская компания “Туран Экспресс”, имеющее многолетний опыт в железнодорожных пассажирских перевозках, владеющее соответствующим подвижным составом и необходимым штатом квалифицированных специалистов, что было подтверждено в ходе тендерного процесса со стороны “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.”. В-третьих, компания “ЖелДорТранс-Актобе” тоже участвовала в этом тендере, но из-за предложенной ими высокой цены за свои услуги победить не смогла - об этом свидетельствуют итоги тендера, и все это подтверждено тендерной документацией.

По словам представителей “ТРАНСТУРС Казахстан”, дальнейшее развитие событий показало, что только победить в конкурентной тендерной среде еще недостаточно. Попытки “ТРАНСТУРС Казахстан” и “Туран Экспресс” на протяжении пяти месяцев после окончания тендера согласовать расписание рейсов в АО “НК “КТЖ” и его дочерних организациях оказались безрезультатными по причине создания искусственных барьеров. Затягивание процесса влекло риски для производственной деятельности “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.” и срыв контракт­ных обязательств.

- В сложившихся условиях экономического давления “спасением” для победителей тендера стала настоятельная рекомендация сменить партнера, - продолжают представители Карлыгаш Аубакировой. - Как вы уже, наверное, догадались - на “ЖелДорТранс-Актобе”. Да, согласования и разрешения после всего имевшего место быть получены были незамедлительно.

Компания “ТРАНСТУРС Казахстан”, по ее собственным заверениям, не считала это обычным совпадением, поэтому неоднократно пыталась улучшить условия навязанных договорных отношений. Ответом со стороны “ЖелДорТранс-Актобе” становились ультиматумы немедленно остановить процессы перевозок.

- У “ЖелДорТранс-Актобе” отсутствовали в наличии необходимые для перевозки пассажиров магистральные локомотивы, - продолжают представители “ТРАНСТУРС Казахстан”. - Только надлежащий железнодорожный транспорт, в соответствии с действующим законодательством, допускается к перевозке людей, что и требовалось по договорным обязательствам между “ТРАНСТУРС Казахстан” и “ЖелДорТранс-Актобе”.

Любопытная деталь: по словам представителей "ТРАНСТУРС Казахстан",  до этого всячески опекавший “ЖелДорТранс-Актобе” национальный перевозчик отказал им в предоставлении таких локомотивов. Причина - нерентабельность ввиду отсутствия субсидий, и над вожделенным проектом вновь нависли тучи.

- Благодаря нашим усилиям деньги на покупку двух локомотивов в собственность компании Жумагалиева были найдены. Локомотивы оказались маневровыми, пусть и получившими дополнительную модификацию. Поэтому все заверения производителя (завод находится в соседней России. - Т. К.) про “все о’кей” не больше, чем просто заверения. Трагическим подтверждением тому стала гибель многодетной матери. Законы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта, строго запрещают использование подобных маневровых тепловозов при пассажирских перевозках, тем более с выездом на магистральную сеть, - рассказали работники “ТРАНСТУРС Казахстан”.

Наверное, необязательно быть многоопытным железнодорожником, чтобы понять: ограниченный обзор машиниста на высокой скорости, а она у этих локомотивов была увеличена с 60 до 100 километ­ров в час, способна привести к еще более трагическим последствиям.

- И все попытки “ЖелДорТранс-Актобе” выдать маневровый тепловоз за магистральный локомотив, а сотрудников “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.” перевести из разряда пассажиров в разряд имущества (по закону существует либо перевозка пассажиров, либо имущества - грузов, багажа и т. д. - Т. К.) или сотрудников, выполняющих работы, связанные с поддержанием жизнедеятельности железной дороги, - не более чем попытка борьбы за правила собственной жизнедеятельности, - считают представители “ТРАНСТУРС Казахстан”.

По их мнению, очевидно, что “ЖелДорТранс-Актобе” добивается легализации своих действий и стремится обеспечить себе возможность и дальше осуществлять пассажирские перевозки маневровыми тепловозами.

- У нас имеются конкретные ответы Министерства транс­порта, в которых черным по белому указано: “поезд, осуществляющий перевозку работников нефтедобывающих предприятий “Карачаганак Петролеум Оперейтинг”, является специальным пассажирским поездом, и работники “Карачаганак Петролеум Оперейтинг” являются пассажирами специального пассажирского поезда, назначенного по заявке юридического лица” (02.05.2024 №ЗТ-2024-03848779), и Законом Республики Казахстан “О железнодорожном транспорте”, а также нормативными правовыми актами в сфере железнодорожного транспорта не предусмотрено использование маневровых тепловозов в перевозках пассажиров” (25.06.2024 №ЗТ-2024-04338757).

А теперь о сути судебного разбирательства. Юристы “ЖелДорТранс-Актобе” предъявили компании “ТРАНС­ТУРС Казахстан” иск о неуплате за предоставленные услуги в размере более ста миллионов тенге. В свою очередь “ТРАНС­ТУРС Казахстан” настаивает, что предоставленные услуги не соответствуют договорным обязательствам и выполнены с нарушением закона. “ЖелДорТранс-Актобе” заявляет, что ранее подобные услуги оплачивались компанией “ТРАНСТУРС Казахстан” без указания на несоответствие условиям договора и были полностью акцептированы. “ТРАНСТУРС Казахстан” указывает, что компания “ЖелДорТранс-Актобе” намеренно вводила в заблуждение партнера как по факту приобретения не соответствующих реализации проекта локомотивов, так и по факту предоставления услуг, не соответствующих договорным обязательствам. Вот и все.

- Отстаивание в суде своих прав является законным правом и служит не только восстановлению справедливости, но и послужит повышению безопас­ности пассажирских перевозок в Казахстане через запрет компании “ЖелДорТранс-Актобе” осуществлять их ненадлежащим железнодорожным транспортом. Попытки “ЖелДорТранс-Актобе” рядовой хозяйственный спор выдать за попытку рейдерского захвата компании являются голословными, надуманными и бездоказательными. Рейдерский захват - это присвоение чужой собственности без добровольного согласия собственника, а именно квалифицируется определенным набором действий, перечень которых подпадает под Уголовный кодекс. Отсутствуют факты и экономических способов рейдерского захвата, как, например, скупка акций у отдельных мелких собственников в целях увеличения пакета до контролирующего; одновременное требование возврата нескольких кредитов, что ставит предприятие в трудное положение и может повлечь банкротство.

Как выяснилось, с 14 июня 2023 года между этими двумя фирмами правоотношения прекращены в связи с истечением сроков соответствующих договоров. Между компаниями не обсуждались и не рассматривались какие-либо иные перспективы совместных действий, все взаимоотношения ограничивались лишь договорными отношениями.

- Подача запроса на совместное участие в предстоящем во­зобновляемом тендере на перевозку сотрудников “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.” в феврале 2023 года носило формально-уведомительный, а также предупредительный характер, поскольку имелся риск остановки перевозок со стороны “ЖелДорТранс-Актобе”, так как на новый тендер “ТРАНСТУРС Казахстан” вновь отправились с прежним добросовестным партнером - Туран Экспресс. Ответ на этот запрос получен не был.

Более того, в “ТРАНСТУРС Казахстан” заверяют, что его представители не принимали какого-либо участия в корпоративных процессах “ЖелДорТранс-Актобе”, не состояли в органах управления этой фирмой, не принимали и участия в принятии решений, а между предприятиями никогда не обсуждались вопросы приобретения или продажи доли в компаниях.

- Оба ТОО абсолютно независимые компании, без каких-либо перспектив и притязаний на совместное ведение проектов и деятельности. Неоднократно представленные в СМИ заявления руководителя “ЖелДорТранс-Актобе” о рейдерском захвате являются полной выдумкой. По нашему мнению, их цель - вызвать общественное возмущение и резонанс, оказать давление на процесс отправления правосудия, намеренно ввести в заблуждение общественное мнение. Скажем, распространение через СМИ подобных заявлений может быть квалифицировано как клевета, - считают в “ТРАНСТУРС Казахстан”.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть