3526

Вагонные споры - последнее дело?

Невозможно поверить, чтобы в банальный рядовой имущественный спор между двумя не самыми крупными фирмами был вовлечен мощный государственный аппарат. Сотрудники департамента МВД на транспорте, главной транспортной прокуратуры и Верховного суда прилагают все усилия, чтобы поддержать только одну компанию, забыв о состязательности сторон, объективности, верховенстве закона. Министерство транспорта Казахстана и национальный перевозчик всеми силами стараются помочь второй фирме добиться справедливости.

Вагонные споры - последнее дело?

Но у сторон слишком разные весовые категории - сугубо гражданские ведомства против нескольких мускулистых правоохранительных структур. Здравомыслящие читатели с возмущением спросят: как такое возможно в новом, справедливом Казахстане? И с этим нельзя не согласиться. Однако оказавшиеся в распоряжении редакции копии некоторых судебных решений красноречиво свидетельствуют: к сожалению, еще и не такое бывает. Впрочем, обо всем по порядку.

Почти 20 лет на западе страны успешно работает ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” - компания занимается железнодорожными перевозками, имеет собственные тепловозы и вагонный парк, всевозможные допуски и разрешения национального перевозчика “Казахстан темир жолы”. В штате почти 300 квалифицированных работников. За последние пять лет ТОО выплатило более трех миллиардов в виде налогов в казну страны.

В последние годы компания работает с ТОО “Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.”: перевозит по железной дороге сотрудников, работающих вахтовым методом. В 2018 году ТОО “КПО” объявило тендер сроком на пять лет на перевозку между городами Аксай и Уральск. В конкурсе приняли участие несколько компаний, а победило ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”, единственный учредитель и директор которого Карлыгаш АУБАКИРОВА.

На первый взгляд, это один из тысяч выигранных тендеров в стране. Любопытен другой факт: у фирмы-победителя нет собственного подвижного состава, опыта работы в этой отрасли и квалифицированного штата сотрудников. Кроме того, нет необходимых допусков, лицензий, разрешений, страховки и еще десятков необходимых для осуществления подобной деятельности документов. Да и фирма Аубакировой, если сравнивать с компанией Талгата ЖУМАГАЛИЕВА (“ЖелДорТранс-Актобе”), за те же пять лет заплатила не более 200 миллионов тенге в качестве налогов. В штате числится всего около 20 работников, а основной вид деятельности - продажа авиабилетов.

История умалчивает, как эта небольшая фирма умудрилась победить в таком серьезном тендере и обойти конкурентов, годами специализирующихся на перевозках людей ж/д транс­портом. Этот конкурс необходимо было отработать по условиям контрактов. Но как быть, если у “ТРАНСТУРС Казахстан” нет ни локомотивов, ни вагонов? Только привлечь профессиональных субподрядчиков.

Летом 2018 года фирма Жумагалиева заключила с компанией Аубакировой два договора - об аренде вагонов, предоставлении локомотивов и доступа к магистральной железнодорожной сети. Напомним, контракт на перевозку людей был заключен между “КПО” и фирмой Аубакировой. Но фактически все условия тендера “КПО” по перевозке работников “ЖелДорТранс-Актобе” выполнял своими силами. Мы же помним, что у компании, возглавляемой г-жой Аубакировой, нет ни тепловозов, ни вагонов, ни даже машинистов с проводниками.

В прошлом году она от имени своей фирмы направила запрос компании Жумагалиева о совместном участии в следующем тендере на очередные пять лет. Карлыгаш Кабиденовна просила выслать необходимые документы фирмы-компаньона: сведения о технической оснащенности и штатной численности, имеющие законную силу разрешения, лицензии, допуски и т. д. Но неожиданно получила вполне обоснованный отказ. Судя по дальнейшему развитию событий, это ее не устроило.

И тут же на сцене появились представители мощного правоохранительного госаппарата, которые начали вставлять палки в колесные пары локомотивов и вагонов “ЖелДорТрансАктобе”. Без серьезных причин, скорее всего, по надуманным основаниям возбудили уголовные дела. В результате остановились составы компании, были назначены различные экс­пертизы, которые поручили провести специалистам, далеким от сферы железнодорожного транспорта. Компания обратилась к компетентным и профессиональным экспертам Минюста, но их обоснованные выводы во внимание следствия не взяли... Впрочем, эта тема для отдельного журналистского расследования.

Между тем “ТРАНСТУРС Казахстан” прекратила производить оплату по ранее заключенным договорам, уже выполненным для “КПО”. Долгие переговоры к консенсусу не привели, и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” обратилось в суд, чтобы взыскать задолженность. В свою очередь ответчик - ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” - подал встречный иск в связи с нарушением со стороны истца условий договора, норм действующего законодательства в области безопасности железнодорожных перевозок. Любопытный факт: за эти выполненные услуги фирма Аубакировой получила полную оплату от “КПО”, но почему-то решила взыскать такую же сумму еще и с компании - партнера по бизнесу.

27 декабря прошлого года судья специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области (СМЭС) Артем ЛОШКАРЕВ детально во всем разобрался. В его решении, помимо прочего, говорится:

“Суд обращает внимание, что в течение длительного времени при оказании услуг заказчик ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” не предъявлял к исполнителю услуг ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” требований о том, что оказание услуг осуществляется, по их мнению, с нарушением норм и правил. Более того, суд также обращает внимание, что претензии по поводу качества оказываемых услуг по причине непредоставления для перевозки работников “КПО” со стороны основного заказчика не предъявлялось”.

Проще говоря, судья Лошкарев иск ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” удовлетворил, взыскав в его пользу с фирмы Аубакировой задолженность в размере 114 339 894 55 тенге и госпошлину - 3 430 197 тенге. К слову, встречный иск ТОО “ТРАНС­ТУРС Казахстан” был оставлен без удовлетворения. Но дело ушло на рассмотрение в апелляционную инстанцию Актюбинского областного суда. В начале апреля 2024 года тройка служителей Фемиды во главе с председателем коллегии Разией АХМЕТОВОЙ вынесла свой вердикт.

Решение первой инстанции изменили: сумму задолженности, взысканную с компании Карлыгаш Кабиденовны в пользу фирмы Талгата Еркиновича, снизили до 104 461 064 тенге. Но важно другое: встречный иск фирмы Аубакировой удовлетворили частично, взыскав в ее пользу с “ЖелДорТранс-Актобе” 103 100 808 тенге. Напомним, “КПО” полностью оплатил ей услуги по перевозке своих работников. Выходит, двойной навар? И даже в разы больше!

Ведь на сегодня к компании Талгата Жумагалиева представителями Карлыгаш Аубакировой предъявлен еще один иск - уже на сумму 825 миллионов тенге. Поэтому речь идет о возможном наложении арестов на счета, блокировка деятельности и в конечном итоге - либо захват прибыльного бизнеса, либо принудительное банкротство.

Представители “ЖелДорТранс-Актобе” в своем ходатайстве в Верховный суд указали на допущенные апелляционной инстанцией существенные нарушения норм материального и процессуального права. Судебная коллегия по гражданским делам ВС под председательством Нурсерика ШАРИПОВА 4 июня этого года это ходатайство удовлетворила. Вот оно, торжество правосудия и верховенство закона! Но рано радовались: 12 июля в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда поступило представление, подписанное председателем ВС Асланбеком МЕРГАЛИЕВЫМ. Его доводы едва уместились на шести листах.

Если совсем кратко, рассмотреть ходатайство представителей Аубакировой о пересмотре постановления судебной коллегии ВС от 4 июня 2024 года. Справедливости ради отметим: глава Верховного суда не стал давить на подчиненных и письменно требовать исполнить его поручение. В своем представлении он нейтрально написал “предлагаю”.

Однако, судя по дальнейшему развитию событий, его коллеги это предложение восприняли как приказ. На имя Асланбека Мергалиева 12 июля была написана служебная записка: “По справке судьи Одинцовой М. В. 12.07.2024 года внесено представление о пересмотре постановления суда кассационной инстанции по гражданскому делу по иску ТОО “ЖелДорТранс­Актобе” к ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” о взыскании долга. Однако распределить данное представление судье посредством АРД (автоматическое распределение дел) не представляется возможным…”.

Подписавший служебку заведующий секретариатом Верховного суда Т. ИСАНОВ предлагает своему шефу следующее: мол, из-за очередных трудовых отпусков трех судей, включая и Маргариту ОДИНЦОВУ, вышеназванное гражданское дело неавтоматизированным способом распределить судье Верховного суда Гульжан АЛЬМАГАМБЕТОВОЙ. Судя по визе председателя, он с внесенным предложением согласился.

Это решение одновременно смущает и возмущает трудовой коллектив ТОО “ЖелДорТранс­Актобе”: они понимают, что некоторые судьи намерены провести это заседание по-тихому, что наводит на определенные мысли и выводы. Но все же хочется верить, что произнесенные с высоких судейских трибун лозунги о новом, справедливом Казахстане не просто красивые слова...

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть