А фермеры пусть отдыхают?
Почему жители Бейнеу Мангистауской области требуют признать свой район зоной экологического бедствия
Нешуточная интрига здесь закрутилась вокруг общественных слушаний. Одни считают, что люди стараются оказаться в зоне бедствия ради пособий и надбавок, другие вообще не понимают, с чего именно этот район признавать такой зоной, когда в соседнем Мангистауском районе проблем с экологией в разы больше.
Разговоры на эту тему ведутся не первый год. Ни одна отчетная встреча главы региона не обходилась без просьб сельчан обратить внимание на экологические проблемы района. И не только жители поднимают эту тему. В прошлом году сенатор от Мангистауской области Бекбол ОРЫНБАСАРОВ направил в правительство депутатский запрос, в котором отмечал, что заболевания людей, засоление почвы и пыльные бури в районе - это не что иное, как следствие высыхания Арала.
“Необходимо создать комиссию по определению районов, пострадавших от Аральского моря, провести анализ экологического состояния территорий. Необходимо также отнести территорию Бейнеуского района Мангистауской области к категории экологической зоны, указанной в законодательстве. В результате изменений природных условий проживания у жителей района наблюдается рост заболеваемости онкологией, туберкулезом, проявляется аллергия, гипертония, желудочно-кишечные заболевания и анемия. Особая проблема - материнская и младенческая смертность”, - написал тогда в своем запросе сенатор.
По его данным, в Бейнеуском районе есть все основания говорить о том, что здесь часто бывает почвенная и атмосферная засуха. Есть негативные последствия для сельского хозяйства. Идет насыщение почвы соленой пылью, засоление подземных вод, и за счет Арала этот процесс ускорился.
Недостаточное увлажнение почвы отрицательно сказывается на росте растений и в без того бедном зеленью регионе. На участках выпаса скота отсутствуют такие растения, как полынь, осока. Это приводит к снижению потенциала земли. Все это негативно сказывается на устойчивом развитии аграрного сектора региона, особенно животноводства.
Тем временем, как отмечает биолог и эколог Адильбек КОЗЫБАКОВ, Бейнеуский район ближе всех расположен к высыхающему Аралу. И в последние годы здесь действительно увеличилось количество пылевых бурь со стороны высыхающего моря, которые несут поднятую с бывшего дна соль.
- Соляная пыль не всегда имеет лечебные свойства, она может негативно влиять на легкие людей. Правда, я не знаю, как это отразится на фермерах, ведь после объявления района зоной экологического бедствия их продукция будет считаться опасной. Перед нами был уже такой пример в Каракалпакстане, где 90 процентов фермеров разорились, а многие из них уехали. Так что это палка о двух концах, и тут надо очень взвешенно подходить к этому вопросу, - предупреждает Адильбек Козыбаков.
Действительно, именно Бейнеуский район на протяжении последних 10 лет входит в тройку лидеров по развитию фермерства. Здесь преобладают крестьянские хозяйства, которые занимаются разведением скота, изготовлением молочной продукции, а также выращиванием овощей.
- Большая часть фермеров нашего района начала заниматься разведением скота еще в начале 2000-х годов без какой-либо поддержки со стороны государства. Потом в район переехали фермеры из Каракалпакстана, которые стали выращивать арбузы, дыни, помидоры и огурцы. А в последние пять лет началась активная поддержка из бюджета, пошли субсидии, это позволило нам расширить наши хозяйства, стали открываться молочные заводы. И вот сейчас одним росчерком пера на всем этом хотят поставить крест, - возмущаются фермеры Бейнеуского района.
Однако их негодование, как считают простые сельчане, является всего лишь заботой о собственных карманах. Люди отмечают, что в районе проживает много многодетных и малоимущих семей, у которых по несколько детей состоят на учете по легочным заболеваниям.
- Мои старшие дети уже закончили учебу, и, насколько я помню, они так не страдали бронхитом, как мои младшие погодки. Хорошо, я домохозяйка и могу без проблем сидеть с детьми дома и лечить их. Но представьте, как тяжело работающим мамам, которые вынуждены постоянно уходить на больничные. Проблему соленых песков мы поднимаем уже давно. Но все безрезультатно. Мы уже научились определять, с какой стороны приходят ветра с этой пылью, поэтому маски всегда носим с собой, - говорит многодетная мама Алтынгуль АМАНТАЙ.
Между тем точку в данном вопросе решили поставить в этом году, когда прошла последняя отчетная встреча главы региона Нурлана НОГАЕВА с сельчанами, которые завалили его жалобами. После встречи аким области поручил создать комиссию и досконально изучить целесообразность принятия такого решения.
Руководитель регионального управления природных ресурсов и регулирования природопользования Асель БАЛМАНОВА отмечает, что в первую очередь после запроса населения была создана комиссия, куда вошли эксперты от всех профильных структур, включая научное сообщество и местные исполнительные органы.
- В начале этого года провели заседания и поставили задачи перед каждым сообществом (научным, медиками, экологами и т. д.) провести по своему направлению исследования. После чего вынесли эти результаты на публичное обсуждение. Тут надо заметить, что проведенные исследования не показали генетических отклонений ни в растениях, ни в почве, ни в воде, ни в животном мире. Однако сельчане продолжают настаивать, что район необходимо признать зоной экологического бедствия. Более того, региональное управление здравоохранения также не подтвердило динамику заболеваний из-за этой проблемы, - рассказала нашему изданию Асель Балманова.
В зонах, которые напрямую граничат с Аральским морем, медики зафиксировали у жителей мутагенные заболевания. Однако таких примеров в Бейнеуском районе не выявлено. Так что сельчанам остается только ждать окончательного решения правительства, которое в скором времени должно поставить точку в этом экологическом споре.
К слову, вслед за Бейнеу стали подниматься жители и Мангистауского района, которые уже много лет живут в окружении десятков пылящих карьеров по добыче щебня и борются с наступающими песками.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау