Всё против ветра
В Восточном Казахстане осудили сотрудников КТЖ
Парадоксальная ситуация: сотрудники железнодорожного депо, отчасти заботясь о кошельке машинистов, умудрились причинить компании “КТЖ - Грузовые перевозки” ущерб в размере около 400 миллионов тенге.
На скамье подсудимых оказались бывшие коллеги, работавшие в усть-каменогорском эксплуатационном локомотивном депо филиала ТОО “КТЖ - Грузовые перевозки” - “Семейское отделение ГП”.
Для начала стоит пояснить, что для тепловозов существуют нормативы расхода дизельного топлива. При этом скидка, так сказать, делается на экстремальные погодные условия (ветер), ограничение скорости для грузовых поездов. Некоторые махины оборудованы автоматизированной системой, которая контролирует расход топлива и в режиме онлайн сигнализирует в основную базу. Но в некоторых тепловозах такой автоматики нет. Данные по ним, что называется, вбивают по старинке - вручную. Согласно приказу начальника депо в случае перерасхода ГСМ деньги должны удерживать из зарплаты машинистов.
По версии обвинения и суда первой инстанции, начальник усть-каменогорского эксплуатационного локомотивного депо 54-летний Ермек СМАГУЛОВ заметил, что машинисты тепловозов допускают необоснованный расход дизтоплива. Например, в августе 2021 года перерасход составил 55 тонн, в январе 2022-го - уже больше 300 тонн.
Такие показатели негативно сказывались на оценке работы Смагулова как руководителя, и он, дескать, решил это исправить. Машинистов, допустивших перерасход, не вызывали на ковер, деньги из их заработной платы не удерживали, хотя того требуют правила. Начальник депо решил пойти иным путем, подключив к своей преступной схеме по сокрытию перерасхода дизтоплива машиниста-инструктора по теплотехнике Куаныша ЖАНАБАЕВА и инженера-теплотехника Тэмуджина ХАРИПУЛИНА.
Так, Жанабаев по указанию своего непосредственного начальника вносил в автоматизированную систему интегрированной обработки маршрута машиниста завышенные технические нормы расхода дизтоплива. К примеру, если надбавка на экстремальные погодные условия должна быть 15 процентов, то Жанабаев указывал от 30 до 40 процентов.
А с подачи Харипулина операторы, не догадываясь, дескать, зачем они это делают, осуществляли в базе приписки по экстремальным погодным условиям и другим показателям, чтобы скрыть перерасход. Вот и выходит, что тепловозы практически круглый год ездили исключительно в экстремальных условиях. А машинисты недоумевали, почему при перерасходе ГСМ по документам у них еще и экономия выходила.
В результате ТОО “КТЖ - Грузовые перевозки” причинен ущерб (при отсутствии признаков хищения) в размере 397 022 174 тенге.
Жанабаев и Харипулин вину признали, раскаялись и просили учесть, что никакой материальной выгоды в результате выполнения поручений начальника у них не было.
А вот Смагулов заявил, что не понимает, почему бывшие подчиненные его оговаривают, и просил его оправдать, поскольку “действовал исключительно в интересах депо и его работников”.
Тем не менее трех “подельников” признали виновными по статье 195 Уголовного кодекса (“причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения”).
Все трое в качестве наказания получили ограничение свободы с лишением права занимать материально-ответственные должности в организациях всех форм собственности.
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск