2842

Фемида пополнила копилку Миттала на 396 миллионов

Как карагандинский СМЭС позволил “Арселору” злоупотреблять правом вопреки постановлению Верховного суда

Фемида пополнила копилку Миттала на 396 миллионов

В минувшем январе ВС установил, что поведение АО “АрселорМиттал Темиртау” по отношению к подрядчику - ТОО “Backup Service Resorts” - не что иное, как уклонение от исполнения договорных обязательств и злоупотребление правом!

Речь идет об отказе промышленного гиганта исполнять условия контрактов о ежегодном пересмотре цен на продукты питания и заработной платы поваров и врачей в столовых и санаториях, где лечатся шахтеры и металлурги. Таким образом, “социально ответственный” АМТ повесил увеличение своих затрат по социалке на казахстанского подрядчика. Вдобавок на днях судья карагандинского СМЭС Дияз МУСТАФИН счел, что компания зарубежного олигарха Лакшми МИТТАЛА ничего не должна субъекту казахстанского бизнеса.

Попытаемся понять, что же произошло. Очевидно, в данном случае карагандинский СМЭС почему-то не руководствовался частью 2 статьи 76 ГПК. В ней говорится, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением или постановлением суда по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны (!) для суда. Такие обстоятельства не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица.

В прошедшем июле коллега судьи Мустафина по СМЭС Айгуль МУТАЛЯПОВА после скрупулезного разбирательства вынесла решение в пользу BSR, в котором черным по белому сказано:

“Понудить АО “АрселорМиталл Темиртау” исполнить обязательства по договорам, а именно: пересмотреть стоимость путевок за период с 09 декабря 2021 года по 08 декабря 2022 по договору №422 и по договору №424 за период с 21 декабря 2021 года по 20 декабря 2022 года, рассчитанную по формуле с применением цены путевки с 01 ноября 2021 года, и обязать ответчика предоставить показатель “В” - сумму процента увеличения заработной платы персонала заказчика за предыдущий год срока действия договоров №422 с 09 декабря 2020 года до 09 декабря 2021 года, №424 с 21 декабря 2020 года до 21 декабря 2021 года”.

Это решение осенью поддержала апелляционная коллегия карагандинского облсуда в составе Ербола АБЖАНОВА, Игоря ПАКА и Зауре МОМБАЕВОЙ, а также в начале этого года своим постановлением “усилила” судья ВС Марина БОРОВИК. Несмотря на это, в новом процессе о взыскании недофинансированной “Арселором” суммы Дияз Мустафин, упомянув в своем решении этот самый вступивший в законную силу судебный акт, почему-то решил, что может позволить себе его полностью проигнорировать. В итоге вышло так, будто ранее никто не понуждал АМТ исполнить условия заключенных с истцом договоров и ВС не уличал “Арселор” в уклонении от договорных обязательств и злоупотреблении правом!

Вероятно, судья Мустафин исходил сугубо из своего внутреннего убеждения, а не из норм закона и принципа справедливости! Понятно, что убеждения у каждого свои. Однако же проявления объективности и беспристрастности в правосудии у нас пока никто не отменял. А насколько они в процессе между BSR и АМТ применялись - тот еще вопрос. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся опираться строго на факты.

Про фирму Backup Service Resorts, погрязшую в множественных судебных разборках с “Арселором”, мы ранее неоднократно рассказывали. Главная причина регулярных визитов в храмы Фемиды - систематическое уклонение АМТ от исполнения своих контрактных обязательств.

Заказчик обязался ремонтировать и обеспечивать техникой столовые и здравницы, но не исполнил. Заказчик гарантировал возмещать выставленные сан­эпидемиологами в адрес BSR штрафы вследствие отсутствия ремонтов и оборудования, но в реальности получить деньги с “АрселорМиттал” удалось только через суд. Кроме того, заказчик обязался ежегодно пересматривать цены на услуги в связи с инфляцией, но по итогу перечислял подрядчику оплату в ценах 2020 года!

По расчетам BSR, недоплата за 2022 год составила порядка 2 млрд тенге. Сотни писем-призывов об исполнении условий договоров руководство крупной компании игнорировало либо в ответ кормило завтраками. А когда дело дошло до судебных исков, арселоровские топы обиделись и решили прекратить многолетнее сотрудничество с подрядной организацией. Притом даже этот “развод” учинили, судя по всему, незаконно, как установлено пока не вступившим в силу решением суда.

Так вот, даже постановление Верховного суда о понуж­дении к пересмотру цен не заставило АМТ выплатить задолженность подрядчику. Во исполнение решения арселоровцы все-таки предоставили BSR утаиваемый ранее показатель для формулы - коэффициент увеличения заработной платы, на котором строится расчет стоимости путевок и лечебно-профилактического питания. И тут же, словно издеваясь, уведомили об исполнении решения суда о пересмотре цен… в меньшую сторону!

Стоимость путевок и ЛПП совершенно необъяснимым образом снизилась по сравнению с 2020 годом! Для примера: вместо 7 тысяч за путевку, было проставлено 6, вместо 1280 тенге за ЛПП - 716. Притом каких-либо конкретных обоснований своим расчетам “АрселорМиттал” суду не предоставил! Поэтому сложилось впечатление, что все эти ухищрения были пущены в ход с целью уклонения от исполнения законного решения суда.

В отличие от “Арселора” BSR предоставил аудиторский отчет, а также официальные данные государственных органов. Путем элементарного расчета согласно формуле, прописанной в договорах, получилось, что АМТ должен был пересчитать цены за оказанные услуги подрядчиком в сторону увеличения и дополнительно выплатить 396 млн тенге. Эту сумму и просили взыскать с ответчика.

Казалось бы, никаких сложностей в деле возникнуть не должно было. По преюдиции пересмотр цен надлежало провести, а вот какая из сторон его сделала верно, а какая, мягко говоря, смухлевала, и предстояло выяснить суду. Однако судья Дияз Мустафин пошел совсем другим путем. Он вообще не стал заморачиваться рассмотрением дела по существу и уж тем более соответствием суммы исковых требований, предусмотренным формулами. Вместо этого он увлекся изучением условий договоров… Наверное, потому, что юристы “Арселора” вместо четких аргументов снова завели старую песню о том, что в контрактах прописано: цены должны пересматриваться по согласованию сторон. А раз совместного обсуж­дения не было, то BSR якобы не вправе что-то просить.

При этом представители АМТ не сумели объяснить, каким, интерес­но, образом можно было сесть за стол переговоров, если на протяжении года руководство компании увиливало от пересмот­ра. Ведь поэтому Backup Service Resorts минувшим летом и пошел в суд, дабы заставить уклоняющийся от исполнения обязательств “АрселорМиттал” пересмотреть стоимость питания и путевок! И именно этим каверзным соображениям представителей АМТ была дана соответствующая оценка в постановлении ВС (цитируем):

“…Являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что для пересмотра цен отсутствует взаимное соглашение сторон, а понуждение к пересмотру цен (по аналогии с понуждением к заключению договора) не допускается. Указанная позиция стороны расценивается как уклонение от выполнения обязательств и злоупотребление правом.

В силу требований норм статьи 8 ГК граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели - также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются.

Не допускаются действия граж­дан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения...”

А ведь “АрселорМиттал”, похоже, ради экономии на социалке умышленно доводит местного подрядчика до банкротства. Да и вообще, почему казахстанцы должны финансировать иностранных олигархов?

Но вернемся к позиции арселоровцев, выраженной на процессе у судьи Мустафина. Рады бы осветить факты, однако, к сожалению, придется рассказывать об использовании вместо них неуместных метафор. Вообще, на слушаниях с участием представителей АМТ постоянно коробит от примеси высокомерия. Фирма BSR выставляется арселоровцами не как деловой партнер, а как бесправная прислуга. Предпринимателей пренебрежительно сравнивают то с прачкой, то с кухаркой, которые должны безропотно принимать любые выкрутасы богатых господ из “Арселора”.

Вот и тут юристов компании понесло. Спор с подрядчиком они сравнили со свадебным банкетом. Мол, представьте, вы договорились с рестораном о торжестве и предоставили предоплату с условием, что в случае перерасхода заведение выставит дополнительный счет. Гости будто бы выполнили свою часть обязательств, поэтому никаких других претензий ресторан предъявлять не может. По логике руководства АМТ, раз BSR принимал перечисления по не пересмотренным ценам, значит, полностью с ними соглашался. Поэтому задолженности перед фирмой якобы нет. А если подрядчика что-то не устраи­вало, то он мог бы… прекратить оказывать услуги.

Да-да, и оставить десятки тысяч шахтеров и металлургов без питания - нце к этому ли не исполняющие свои договорные обязательства арселоровцы подталкивали скатившийся по их вине в убытки добросовестный Backup Service Resorts?! Поэтому зададимся вопросом: кто же нагнетал и продолжает нагнетать социальную напряженность в регионе? А что до метафор, то и АМТ в этой ситуа­ции вполне можно сравнить с посетителями ресторана, которые заплатили аванс за столик, наели на сумму значительно большую, чем депозит, и захотели сбежать не расплатившись.

Между тем судью Мустафина полностью удовлетворили подобные объяснения арселоровцев. Во-первых, в своем решении, повторимся, он не принял во внимание выводы из вступившего в законную силу решения Айгуль Муталяповой. Хотя обстоятельства о прописанном в контрактах “согласии сторон”, которые излагал ответчик на его процессе, уже ранее были исследованы и им была дана соответствующая оценка - уклонение “Арселора” от обязательств и злоупотребление правом.

Еще раз обращаем внимание, что эти установленные Фемидой обстоятельства обязательны для суда! Но, как видим, только не для Дияза Мустафина. Он, напротив (надеемся, исключительно по своему убеждению), проигнорировал решение коллег из вышестоящих инстанций и пришел к абсолютно другим умозаключениям. Удивительным образом они полностью совпали с позицией АМТ…

Во-вторых, в противоречие с вышеуказанным судебным актом Мустафин решил, что, исходя чисто из желания “Арселора”, несмотря на прописанные в договорах условия и решение Верховного суда, цена все-таки должна пересматриваться по согласованию сторон. В-третьих, он заявил, что истец вообще выбрал неправильный способ защиты своих прав, однако где закралась ошибка и в каком же направлении нужно двигаться, разъяснить не соизволил. И в-четвертых, судья Мустафин даже не удосужился вникнуть в расчеты и их коррект­ность! Просто решил, что у АМТ отсутствует задолженность перед подрядчиком лишь на основании доводов ответчиков о перечислении авансовых платежей по старым ценам. В результате в удовлетворении исковых требований BSR было отказано.

Как вам такое внутреннее убеждение и принцип справедливости? А соблюдение законности? Подумаешь, “Арселор” не исполнил решение суда и не пересчитал согласно прописанной в контрактах формуле стоимость услуг. Мало ли что АМТ кормил и лечил своих рабочих за счет BSR, пополнив копилку иностранного олигарха Миттала на 396 млн тенге за счет казахстанского подрядчика!

Почему бы стоящих у руля компании иностранцев не понять и не простить за это? Так следует понимать итог разбирательств? Именно так со стороны правосудия, выносящего решения от имени Республики Казахстан, проявляется поддержка местного предпринимательства? Впрочем, это еще не узаконенный финал. Backup Service Resorts готовит жалобу в апелляционную инстанцию.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть