6153

Битва с бюрократией

Ветераны войны и боевых действий ждут реконструкции заброшенного госпиталя в предгорьях Зайлийского Алатау вот уже 12 лет. Правительство дважды выделяло деньги на эти цели. Однако средства вернулись в бюджет как неосвоенные. Минздрав винит в затянувшихся сроках руководство госпиталя, а оно - недобросовестных проектировщиков, с которыми пришлось судиться. И все это время бывшие военные остаются без должного лечения.

Битва с бюрократией

В Казахстане все же есть специализированные госпитали для ветеранов, но их всего два: один в Астане, на 80 койко-мест, другой - в Алматы, на улице Абиша Кекилбайулы, - на 130. То есть всего 210 человек могут за раз пройти лечение в этих учреждениях, в год около 4 тысяч пациентов. А категория людей, которая подпадает под лечение в этих госпиталях, составляет более 800 тысяч человек.

Это и ветераны Великой Отечественной войны, и узники тыла, и воины-афганцы, и чернобыльцы, ветераны других боевых действий, и пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Они стоят в очереди на лечение в госпитале годами и могут никогда ее не дождаться, учитывая их состояние здоровья и возраст.

Проблему дефицита мест частично решила бы реконструкция заброшенного верхнего корпуса Республиканского клинического госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны, расположенного в предгорьях Заилийского Алатау. Это здание было построено еще в 1963 году. Спустя 47 лет, в 2010-м, его закрыли на ремонт, который так и не провели. Сейчас госпиталь сам выглядит как будто после бомбежки и напоминает декорации к фильму ужасов. В нем остался только бетонный каркас: нет ни дверей, ни окон.

- Раньше в этом разрушенном госпитале работали профессионалы, которые могли лечить лучевые болезни, ранения, контузии, психозы, связанные с боевыми действиями. Сейчас, в связи с таким отношением правительства к ветеранам, которые исполнили свой воинский долг, специалистов можно и по пальцам пересчитать, - отметил на пресс-конференции по этой проблеме председатель координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Мурат АБДУШКУРОВ.

Но изменилось не только это. В 1990-х годах этот госпиталь в предгорьях имел 26 гектаров земли. Сейчас осталось всего 11. Куда делись остальные?

- В начале 2000-х годов 15 гектаров земли передали садоводческому обществу "Ветеран". Сейчас на этой территории уже стоят элитные особняки, некоторые в четыре этажа. А ведь в предгорьях запрещается строительство зданий свыше трех уровней, - заметил ветеран. - Более того, в 2010 году Министерство здравоохранения хотело использовать оставшиеся 11 гектаров земли госпиталя под строительство коттеджного городка для профессорско-преподавательского состава. Но мы тогда отстояли территорию, и Минздрав затормозил свою идею.

Чуть позже тот же Минздрав пообещал привести госпиталь в порядок. Вернее, снести старое здание и построить на его месте новое. При госпитале сформировали общественный совет, в который вошли и представители ветеранских организаций. Был разработан эскизный проект на 120 койко-мест. Министерство финансов по заявке от Минздрава выделило финансирование, сначала в 2019 году, потом в 2021-м: 126 893 000 и 146 179 000 соответственно. Но и эти деньги выделялись исключительно на разработку проектно-сметной документации (ПСД), но не самого строительства. И все равно проект застопорился, а деньги вернулись в бюджет как неосвоенные. Что же пошло не так?

Ветераны на днях получили письмо от директора департамента инвестиционной политики Министерства здравоохранения Самата РАМАЗАНОВА. В нем сказано: "Необходимо отметить о неоднократном выделении средств на разработку ПСД по проекту "строительство многопрофильной больницы на 120 коек, расположенной по адресу: ул. Ладушкина, 120А. Однако госпиталем срываются сроки разработки ПСД по проекту".

То есть Минздрав винит во всем руководство госпиталя. А вот ветераны, наоборот, встали на его защиту.

- Никакой вины госпиталя тут нет. Первый тендер на проектировку здания выиграла компания из Шымкента. Она не успела сделать в срок проект госпиталя. Потом выяснилось, что эта компания выиграла еще девять тендеров, причем последний - по уборке в Астане. Как такое возможно? - недоумевает один из ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, руководитель ОО "Союз ветеранов Чернобыля" Халел ТОРЕГАЛИЕВ, который тоже вошел в рабочую группу при госпитале.

Такая же история произошла и с другой компанией.

- С проектировщиками расторгли договор и подали иск в суд. Их признали недобросовестными. На следующий год планируется дополнительное финансирование, - пояснил и. о. директора Республиканского клинического госпиталя для инвалидов Отечественной войны Алматы Алмас АЛТЫНБЕКОВ.

Абдушкуров призывает не искать виноватых, а объединиться всем силам и поскорее достроить госпиталь. И менять как законодательство, так и отношение к ветеранам.

- В законе нас обозначили социально уязвимыми, как будто мы малоимущие… Но ведь мы защитники Отечества, мы должны быть почетными гражданами страны! А для нас даже нет элементарных условий для лечения. В Белоруссии с населением всего девять миллионов человек есть девять таких реабилитационных центров. Наше государство должно повернуться лицом к людям, которых оно отправляло исполнять свой воинский долг. Казахстан не живет в вакууме: такие люди еще будут появляться у нас, потому что наши воины должны защищать рубежи Родины. Сейчас самому молодому ветерану Афганской войны 53 года, - добавил Абдушкуров.

В нынешнем правительстве и парламенте практически нет людей, которые служили бы в армии, а если и служили, то не были в офицерских должностях, отметил председатель Совета ветеранов Казахстана генерал-майор Махмут ТЕЛЕГУСОВ. Поэтому им и не понять проблемы и нужды бывших военнослужащих.

- Они не знают, что такие объекты являются стратегическими. А ведь это было доказано январскими событиями, - отметил он. - В мирное время госпитали выполняют задачи по оздоровлению военнослужащих и поднимают их боевой потенциал, то есть повышают обороноспособность страны. А в военное время в таких зданиях могут создаваться новые полевые формирования.

Представитель гражданского движения "Қазақстан - біздің шаңырағымыз" Акбопе АБЫЛКАСИМОВА заявила, что необходимо провести расследование по факту отчуждения земель.

- Как так получилось, что земельный участок уменьшился до 11 гектаров? На чьем балансе он находился? Кто подписывал акты о выделении земель? Высшая ценность любого государства - это народ. А наши ветераны уже 12 лет выпрашивают госпиталь для лечения и реабилитации. Это недопустимо! - эмоционально закончила она.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть