Кому отольются жучкины слёзы?
Несмотря на то что убивать бездомных животных запрещено, таразские ветеринары продолжают это делать на глазах у людей. Последний такой случай произошел прямо у детского сада, что повергло в шок не только детей, но и родителей.
О случившемся рассказала одна из родительниц. Женщина записала видео, на котором видно, как отъезжает машина службы отлова городской ветеринарной станции. Кадры сопровождаются словами: "только что на глазах у детей и взрослых были застрелены четыре бездомные собаки".
- Каждый день эти животные здесь появлялись. Жители близлежащих домов их кормили. Вот миски с едой и водой стоят. Они вообще не агрессивные были. Сначала они сказали, что застрелят только суку, чтоб не плодилась. А убили всех! - встревоженно комментирует закадровый голос.
Это вызвало большой резонанс среди горожан. Мнения разделились поровну: кто-то также возмущается, кто-то, наоборот, поддерживает умерщвление животных.
На негодование горожан ветеринары заявили, что никто бездомных собак не убивает. Их просто обездвиживают. По словам заместителя руководителя управления ветеринарии акимата Жамбылской области Олжаса КОКЕЯ, для этого применяют адилин.
- У нас только те препараты, которые есть в реестре, утвержденном Министерством сельского хозяйства. Препарат может быть произведен в другой стране, но обязательно проходит регистрацию. Весь процесс контролирует ветеринарная станция, - сказал Кокей.
В описании к препарату указано, что адилин - это порошок для приготовления раствора, который входит в группу А (яды). В последующем им заправляют пневматическое оружие и производят отстрел бездомных животных. Ветеринары утверждают, это только их обездвиживает, чтобы забрать в пункт временного содержания. Но на видео отстрелянных собак никто не забирает. Служба отлова просто уехала.
По словам зоозащитников, препарат парализует все мышцы, в том числе и диафрагму. Животное просто не может дышать и умирает в муках. Это напомнило о Персике, который был убит в начале года в центре города. Снова этот четвероногий проливает свет на очередное нарушение в отношении бездомных животных.
Согласно паталогоанатомическому заключению, которое произвела кафедра биологической безопасности Казахского национального аграрного исследовательского университета, причиной смерти Персика стала острая сердечная недостаточность. Хотя это был абсолютно здоровый пес.
Но таразскую ветслужбу, похоже, не смущает, что адилин запрещен во многих странах. По данным портала госзакупок, она приобретает препарат не первый год и продолжает это делать сегодня. В августе этого года закупили три флакона адилина за 279 тысяч тенге. Самое интересное, в технической спецификации препарата указано, что он "предназначен для вынужденного бескровного умерщвления животных с целью профилактики распространения и ликвидации очагов инфекций, в том числе при особо опасных заболеваниях, таких как бешенство, сибирская язва, африканская чума и другие, когда необходимо ограничить поступление крови и других биологических жидкостей в окружающую среду".
То есть в техспецификации не скрывается, что это препарат для эвтаназии. Тогда зачем обманывать других, что он просто обездвиживает? Что после его применения животных забирают в пункт временного содержания?
Зоозащитник Закир КАСЫМОВ даже предоставил территорию для того, чтобы животные содержались в нормальных условиях после того, как их забрали из предыдущего пункта, где им даже не давали воды (см. "Дали выжить, но не всем").
- Когда мы находились за линией, они мне привозили собак постоянно. Потом я переехал в пригород, чтобы не доставлять неудобства соседям. Тогда уже перестали возить. Я сам частенько забираю собак, если встречаю их в городе. По дороге забирал их и у службы отлова. Сейчас собак у меня нет, всех раздал, - говорит Касымов.
Если нет пункта временного содержания, то куда увозят "обездвиженных" животных? Неужели вся история с новым пунктом и показательное расторжение договора с владельцем предыдущей передержки ничто иное, как постановка для эксперта комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, приезжавшего разъяснять закон "Об ответственном обращении с животными"? В этом же документе говорится, что умерщвлять можно только для прекращения их страданий и только методами, исключающими их предсмертные муки.
"Запрещается применять негуманные методы умерщвления животных, приводящие к гибели от удушья, электрического тока, термического воздействия, отравления, в том числе пестицидами, и другими болевыми методами", - говорится в законе. А адилин никак не вписывается в эти правила.
В Актобе, кстати, с прошлого года его запретили применять. Но службу отлова это, видимо, мало волнует.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз