2152

Чья идея нужнее?

Похоже, павлодарскому жюри конкурса на получение бизнес-грантов придется в суде объяснять свои предпочтения в выборе победителей. Сразу несколько участников проекта готовят коллективный иск к управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития с требованием признать результаты голосования недействительными.

Чья идея нужнее?
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Итоги грантового конкурса, на который в рамках национального проекта по развитию предпринимательства в этом году было выделено 89 миллионов тенге, объявили в конце октября. И с того времени павлодарцы не перестают обсуждать, какую такую социальную значимость несет в себе, например, идея нашивать на детское постельное белье иллюстрации национальных танцев "Алтын Бесiк"?

Если речь идет о воспитании патриотизма с пеленок, то, думается, новорожденному вообще фиолетово, что на бортике его кроватки изображено - элементы национальной хореографии (пусть даже и сказочно красивые) или какие-нибудь зверята со звездами. Что до мам, то здоровье малыша их, поверьте, волнует куда больше эстетики. Это к тому, что в одном потоке с коллекцией детского текстиля в национальном стиле был и проект по открытию в Павлодаре инновационного психоречевого нулевого класса для детей, имеющих проблемы с речью.

Соискательница гранта просила деньги на расширение учебных площадей, чтобы иметь возможность охватить авторскими логопедическими методиками не только дошколят, у которых проблемы с речью связаны с заболеваниями центральной нервной системы, но и вполне здоровых детей, не выговаривающих какие-то буквы.

Никак не могут разглядеть павлодарцы новизны и в проекте по созданию в Щербактинском районе чипсового производства. К слову, выяснилось, что автор этой донельзя креативной идеи приходится родственницей члену комиссии и сотруднику управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Амиру БАИСОВУ. Правда, в момент определения победителей, как заверили в его родном ведомстве, он был то ли на больничном, то ли в отпуске. В общем, не голосовал. Но осадочек-то все равно остался. Равно как и вопросы, главный из которых - как вообще получилось, что в составе комиссии оказался человек, имеющий родственные связи с соискательницей на государственный грант?!

И еще одна любопытная деталь. По иронии судьбы прошедший конкурс оказался как никогда контрастным в плане очевидности на соответствие критериям. Правда, очевидность эту усмотрели лишь пользователи социальных сетей, сопоставившие черное с белым. А члены жюри предпочли субъективность. Бесспорно, имеют полное право. Но не в ущерб же объективности!

А последняя такова, что в регионе, где насчитывается 23 тысячи больных сахарным диабетом, государственный грант выдают не на медицинское оборудование для лечения этого коварного заболевания, а на открытие чипсового производства, кстати, лучшего "друга" диабета, на полном серьезе считая его более инновационным и нужным жителям.

Конечно, все это лишь общая картина для понимания ситуации. Для суда участники грантового конкурса, считающие прошедший отбор нечестным, подготовили более веские доводы.

Жупар ЕЛЕУГОЖИНА

- По условиям конкурса те соискатели, которые помимо государственных средств в виде безвозмездного гранта вкладывают в свой проект частично и свои деньги, должны получать максимально возможные два балла. Я получила 1,36. Считаю, что мне необоснованно занизили баллы и когда оценивали значимость проекта. В Павлодарской области нет аналогов того медицинского оборудования для лечения сахарного диабета второго типа и сопутствующих ему заболеваний, которое я, используя в том числе и государственный грант, хотела закупить. Но цех по производству чипсов по этому пункту оценили выше. Хотя, как врач, я с уверенностью заявляю, что чипсы в десятки раз повышают риск вызвать у человека сахарный диабет, - высказала свое мнение эндокринолог Жупар ЕЛЕУГОЖИНА.

На необоснованное уменьшение баллов сетует и кенжекольский предприниматель Ерик САБЫР, разработавший мобильное приложение по поставке и обслуживанию газовых баллонов. Оно успешно протестировано, и теперь разработчику нужны средства на то, чтобы массово его распространить.

Ерик САБЫР

Ерик участвовал в конкурсе дважды: в первый раз подал заявку на русском языке, а во второй - на казахском. И очень удивился, когда узнал результаты, потому как одну и ту же заявку конкурсная комиссия оценила с разницей почти в 10 баллов. Проект мобильного приложения на русском языке оценили в 19 баллов, а точно такой же, но на государственном - в 10,29.

Столь разительное отличие предприниматель счел за дискриминацию и обратился в суд. Одно заседание в специализированном межрайонном административном суде уже прошло. И на нем выяснилось, что одна из членов конкурсной комиссии лично в комиссионном заседании участия не принимала, но это не помешало всем остальным зачесть ее баллы конкурсантам.

В общем, у кенжекольского ТОО были все шансы на удовлетворение своего искового заявления, а просил истец признать итоги конкурса недействительными и отменить их. Но дело закончилось примирением. Между управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития и разработчиком газового мобильного приложения было заключено медиативное соглашение.

Тем временем все идет к тому, что организатору грантового конкурса придется держать ответ в суде и перед другими участниками, которые заявляют: голосование членов жюри проходило нечестно и необъективно. Таких жалоб в палате предпринимателей уже шесть. Похоже, что управлению пора нанимать в штат медиатора. Ну или убедительно объяснить и про конфликт интересов, как он вообще был допущен, и про начисление баллов в отсутствие члена конкурсной комиссии.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть