51106

Барышня на миллионы

Департамент экономических расследований Астаны выясняет причастность зампреда Агентства по делам госслужбы Айнур СЕРГАЗИЕВОЙ к исчезновению 32 миллионов тенге в холдинге “Зерде”

Барышня на миллионы

Там пытаются понять, что делать с поступившими материалами из Счетного комитета по конт­ролю за исполнением республиканского бюджета. В этих документах сказано, что необходимо принять меры в отношении бывших руководителей Национального инфокоммуникационного холдинга “Зерде”.

При проверке этого органа был выявлен контракт с частной компанией почти на 350 миллионов тенге, и, по мнению аудиторов, данный договор был не обоснован и способствовал неис­полнению обязательств на десятки миллионов. Подписывали соглашение два заместителя председателя: Марлен СИХАЕВ и невероятно популярная в казах­станском интернете Айнур Сергазиева, получившая известность благодаря дорогим украшениям и брендовым вещам в своем Инстаграме.

Счетный комитет еще в первой половине 2022 года выявил многочисленные недоработки и нарушения при реализации государственной программы “Цифровой Казахстан”. Госаудиторы установили, что плохо работают абсолютно все, кто причастен к этому проекту, начиная от чиновников Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и заканчивая квазигосударственными предприятиями.

Но особенно мощно проверяющие прошлись по холдингу “Зерде”, работавшему под управлением так называемого белого хакера Армана АБДРАСИЛОВА. Как указано в отчете, в компании самоустранились от исполнения госпрограммы “Цифровой Казах­стан” - тамошние специалисты приняли участие лишь в 13 процентах запланированных мероприятий.

А еще холдинг за пять лет допустил убыток в 7 миллиардов тенге! Вот такое эффективное управление.

Работники Счетного комитета также установили, что топ-менеджеры “Зерде” допустили финансовые нарушения на сумму более 35 миллионов тенге. Из них 3,5 миллиона подчиненные Абдрасилова заплатили за фиктивное размещение материалов в Telegram-каналах, а еще 32 миллиона 380 тысяч ушли на счета ТОО “Software Factory”.

В связи с этим аудиторы порекомендовали ликвидировать холдинг, что впоследствии и произошло, а также передали результаты проверки в правоохранительные органы. Документы попали в антикоррупционную службу Астаны, где их зарегистрировали в книге учета информации. Затем последовала проверка данных, антикор направил ряд запросов, в том числе и в адрес холдинга. В частности, борцов с коррупцией интересовали должностные обязанности бывших зампредов Сихаева и Сергазиевой. Позже дело передали в производство столичного департамента экономичес­ких расследований.

Почему же интерес возник именно к двум заместителям председателя? А все просто: договор с Software Factory подписан Айнур Камидуллаевной, а Марлен Айдарович расписался в дополнительном соглашении с этой же компанией. В рамках контракта подрядчик должен был провести обследование субъектов информатизации за 347 миллионов тенге. В Счетном комитете сделали выводы: данный договор не обоснован, а коммерческий партнер госхолдинга не исполнил свои обязательства.

Несмотря на это, все акты выполненных работ в “Зерде” подписали, а сделал это еще один зампред ликвидированного холдинга Йонас СТАНКЕВИЧУС. И здесь, безусловно, нужно отдать должное первому руководителю организации Абдрасилову, поскольку он ни на одном сомнительном документе своего автографа не оставил, все сделали его замы. Так что если у следствия возникнет желание привлечь кого-то к уголовной ответственности, то этим кандидатом станет кто-то из подписантов. А может, двое или все трое.

Еще один любопытный момент: собственно сама проведенная работа. По документам ТОО “Software Factory” занималось изучением архитектуры одного из госорганов, чья аббревиатура умещается в три буквы. И почему-то именно на этом невероятно важном участке были допущены недочеты.

Остается лишь добавить, что со стороны контракт на 350 миллионов тенге выглядит очень подозрительно, как будто кто-то специально подготовил почву для его подписания. Software Factory было официально зарегистрировано буквально за месяц-два до заключения договора, и юрлицо якобы является консорциумом самых сильных отечественных айтишников, специально объединившихся для оказания помощи государству в работе с электронными сервисами.

Об этом громогласно заявлял у себя на странице в соцсетях глава консорциума Болат БАШЕЕВ. Правда, позже выяснилось, что договор был заключен способом из одного источника, то есть без проведения открытого конкурса госзакупок. Ну а теперь получается, что в Агентстве по финансовому мониторингу будут разбираться, почему объединение лучших разработчиков не выполнило работы на 32 миллиона тенге.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

P.S. Впрочем, в одном любопытном документе, оказавшемся в распоряжении редакции, подпись Абдрасилова все-таки нашлась. Речь идет о дополнительном соглашении с Айнур Сергазиевой, где прописаны условия выплаты компенсации за увольнение. И неожиданно выяснилось, что госпоже Сергазиевой создали особые условия: она должна была получить аж шесть окладов в том случае, если бы с ней решили расторгнуть контракт по инициативе работодателя или если бы она сама собралась уйти. И вот ведь какое совпадение - через считаные месяцы после появления допсоглашения Сергазиева действительно покинула холдинг “Зерде” и перебралась в Агентство по делам госслужбы!

Вот как тут не верить в чудеса?

Поделиться
Класснуть