11300

Кому я должен, всем прощаю

Интересный стиль ведения бизнеса у олигарха Динмухамеда ИДРИСОВА. В нашу редакцию уже не один раз обращаются предприниматели, оказавшиеся втянутыми в разборки с этим бизнесменом. У одних он отобрал целый жилой комплекс в Алматы, с другими он судится за долю в золотодобывающем предприятии, а теперь выясняются подробности того, как его подручные кинули партнеров на сумму свыше 100 миллионов тенге. Суды сторона Идрисова проиграла, но платить по долгам не желает. А уголовные дела при этом в отношении руководителей компаний олигарха удивительным образом быстро прекращаются.

Кому я должен, всем прощаю

В редакцию обратились представители ТОО “Alem Auto Trade”. Предприниматели уже три года не могут вернуть собственные деньги, которые им задолжала идрисовская компания Green Bus Company. Это уже печально известная фирма в стране. Не раз была засвечена в различных скандалах. Green Bus Company был самым крупным частным городским пассажирским перевозчиком в Алматы и Шымкенте и входил в большую империю Идрисова.

Еще летом 2018 года транс­портная компания заключила договор на поставку шин для своих автобусов с ТОО “Alem Auto Trade” в количестве 3310 штук на общую сумму 225 230 000 тенге. Поставщики, как было указано в контракте, в срок и в полном объеме доставили шины заказчику. Но в один момент автобусная компания вдруг прекратила платить за резину. Задолженность составила 106 985 000 тенге.

Представители ТОО “Alem Auto Trade” не раз пытались вести переговоры с директором ТОО “Green Bus Company” Бахытом БЕРТАЕВЫМ и учредителем компании Рысбеком БЕРТАЕВЫМ, чтобы уговорить погасить долги. Но бравые братья все время ссылались на материнскую компанию - корпорацию “Ордабасы” и ее владельца Динмухамеда Идрисова: мол, крыша у нас железная и в стране они относятся к так называемой касте неприкасаемых. Так что денег они больше не увидят.

Бизнесменам ничего не оставалось, как пойти в суд.

Летом 2019 года специализированный межрайонный экономический суд Шымкента вынес решение и затем постановление взыскать с ТОО “Green Bus Company” в пользу ТОО “Alem Auto Trade” всю задолженность. Но на этом приключения у предпринимателей не закончились. В тот момент, когда частный судебный исполнитель для исполнения решения суда должен был наложить арест на наличные средства автобусной компании (в тот период ежедневное поступление в кассу от автобусов составляло 4-5 млн тенге), сотрудники компании оказали сопротивление и не впустили судебного исполнителя. На место инцидента вызвали даже дежурного прокурора. Но тот устроил телефонные переговоры с какими-то агашками и потом, наоборот, сам наехал на судебного исполнителя, пригрозив лишить его лицензии и возбудить на него уголовное дело.

Понимая, что в суде им дело не развалить, да и потом кредиторов у ТОО “Green Bus Company” еще прибавилось, транс­портники перестали платить не только поставщикам шин. Подчиненные Идрисова в кратчайшие сроки принялись банкротить фирму. Успели даже за два дня все 204 автобуса переоформить на другое юридическое лицо - ТОО “К.Н.Е.”. После чего в конце 2019 года специализированный экономический суд Шымкента ТОО “Green Bus Company” объявил банкротом. Хотя в тот период в компании шла налоговая проверка, и департамент государственных доходов выступал против принятия решения о банкротстве. В связи с чем все наложенные аресты на пассажирские автобусы и другое имущество были сняты.

Естественно, заявления были поданы во все правоохранительные органы, писались жалобы и в прокуратуру. От департамента госдоходов Шымкента даже пришел ответ, в котором сообщалось, что в деле имеются все признаки преднамеренного и ложного банкротства. И материалы были переданы в департамент экономических расследований Шымкента для принятия процессуального решения. Уголовное дело там завели, даже было проведено расследование, но оно было чу­десным образом прекращено.

Это был лишь первый круг мытарств бизнесменов. Были снова письма и запросы, жалобы и обращения во все инстанции, в том числе к депутатам и партиям. После этого приходили письма из прокуратуры Шымкента, в которых сообщалось о возобновлении расследования, и, мол, дело на контроле самого прокурора. Но через некоторое время дело опять было спущено на тормозах.

Пока продолжались такие “качели”, в ТОО “Green Bus Company” вошел банкротный управляющий и спустил все имущество компании-должника по бросовым ценам. Оказалось, что автобус­ное предприятие Идрисова умудрилось задолжать 3,6 млрд тенге, из которых почему-то 1,8 млрд тенге перед тем самым ТОО “К.Н.Е.”, которому в свое время переписывали все автобусы. Половину всего долга банкротный управляющий уже закрыл, перегнав ТОО “К.Н.Е.” более миллиарда тенге.

Все 204 автобуса были слиты по 4 млн тенге за единицу, столько даже сейчас 10-летняя легковушка не стоит. А производственную базу оформили всего за 49 млн тенге, хотя ее оценивают на рынке сейчас в 250 млн тенге. Удивительно еще то, что ТОО “К.Н.Е.”, исходя из официальных данных, занимается торговлей лакокрасочными материалами и стеклом. Получается, что предприятие бесконечно красило свои автобусы и меняло стекла каждый день по завышенной цене.

В общем, все правоохранительные органы прекрасно знают историю про ТОО “Green Bus Company”, но никто ничего сделать не может.

Тут невольно вспоминается недавний спор Динмухамеда Идрисова с Нацио­нальным банком страны, когда олигарх также отказался платить по выданному ему кредиту. Взял он 65 млрд тенге, вернул 40, а 25 млрд платить отказался. Тогда суд первой инстанции даже решил в пользу Идрисова, однако в последующих инстанциях владельца корпорации “Ордабасы” все же обязали вернуть деньги государству. Но это было в старом Казахстане, а сейчас вроде у нас Новый. После январских событий многие неприкасаемые начали отвечать за свои поступки. Но только не Идрисов. И вот вопрос: почему?

Аскар ДЖАЛДИНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее