Кому я должен, всем прощаю
Интересный стиль ведения бизнеса у олигарха Динмухамеда ИДРИСОВА. В нашу редакцию уже не один раз обращаются предприниматели, оказавшиеся втянутыми в разборки с этим бизнесменом. У одних он отобрал целый жилой комплекс в Алматы, с другими он судится за долю в золотодобывающем предприятии, а теперь выясняются подробности того, как его подручные кинули партнеров на сумму свыше 100 миллионов тенге. Суды сторона Идрисова проиграла, но платить по долгам не желает. А уголовные дела при этом в отношении руководителей компаний олигарха удивительным образом быстро прекращаются.
В редакцию обратились представители ТОО “Alem Auto Trade”. Предприниматели уже три года не могут вернуть собственные деньги, которые им задолжала идрисовская компания Green Bus Company. Это уже печально известная фирма в стране. Не раз была засвечена в различных скандалах. Green Bus Company был самым крупным частным городским пассажирским перевозчиком в Алматы и Шымкенте и входил в большую империю Идрисова.
Еще летом 2018 года транспортная компания заключила договор на поставку шин для своих автобусов с ТОО “Alem Auto Trade” в количестве 3310 штук на общую сумму 225 230 000 тенге. Поставщики, как было указано в контракте, в срок и в полном объеме доставили шины заказчику. Но в один момент автобусная компания вдруг прекратила платить за резину. Задолженность составила 106 985 000 тенге.
Представители ТОО “Alem Auto Trade” не раз пытались вести переговоры с директором ТОО “Green Bus Company” Бахытом БЕРТАЕВЫМ и учредителем компании Рысбеком БЕРТАЕВЫМ, чтобы уговорить погасить долги. Но бравые братья все время ссылались на материнскую компанию - корпорацию “Ордабасы” и ее владельца Динмухамеда Идрисова: мол, крыша у нас железная и в стране они относятся к так называемой касте неприкасаемых. Так что денег они больше не увидят.
Бизнесменам ничего не оставалось, как пойти в суд.
Летом 2019 года специализированный межрайонный экономический суд Шымкента вынес решение и затем постановление взыскать с ТОО “Green Bus Company” в пользу ТОО “Alem Auto Trade” всю задолженность. Но на этом приключения у предпринимателей не закончились. В тот момент, когда частный судебный исполнитель для исполнения решения суда должен был наложить арест на наличные средства автобусной компании (в тот период ежедневное поступление в кассу от автобусов составляло 4-5 млн тенге), сотрудники компании оказали сопротивление и не впустили судебного исполнителя. На место инцидента вызвали даже дежурного прокурора. Но тот устроил телефонные переговоры с какими-то агашками и потом, наоборот, сам наехал на судебного исполнителя, пригрозив лишить его лицензии и возбудить на него уголовное дело.
Понимая, что в суде им дело не развалить, да и потом кредиторов у ТОО “Green Bus Company” еще прибавилось, транспортники перестали платить не только поставщикам шин. Подчиненные Идрисова в кратчайшие сроки принялись банкротить фирму. Успели даже за два дня все 204 автобуса переоформить на другое юридическое лицо - ТОО “К.Н.Е.”. После чего в конце 2019 года специализированный экономический суд Шымкента ТОО “Green Bus Company” объявил банкротом. Хотя в тот период в компании шла налоговая проверка, и департамент государственных доходов выступал против принятия решения о банкротстве. В связи с чем все наложенные аресты на пассажирские автобусы и другое имущество были сняты.
Естественно, заявления были поданы во все правоохранительные органы, писались жалобы и в прокуратуру. От департамента госдоходов Шымкента даже пришел ответ, в котором сообщалось, что в деле имеются все признаки преднамеренного и ложного банкротства. И материалы были переданы в департамент экономических расследований Шымкента для принятия процессуального решения. Уголовное дело там завели, даже было проведено расследование, но оно было чудесным образом прекращено.
Это был лишь первый круг мытарств бизнесменов. Были снова письма и запросы, жалобы и обращения во все инстанции, в том числе к депутатам и партиям. После этого приходили письма из прокуратуры Шымкента, в которых сообщалось о возобновлении расследования, и, мол, дело на контроле самого прокурора. Но через некоторое время дело опять было спущено на тормозах.
Пока продолжались такие “качели”, в ТОО “Green Bus Company” вошел банкротный управляющий и спустил все имущество компании-должника по бросовым ценам. Оказалось, что автобусное предприятие Идрисова умудрилось задолжать 3,6 млрд тенге, из которых почему-то 1,8 млрд тенге перед тем самым ТОО “К.Н.Е.”, которому в свое время переписывали все автобусы. Половину всего долга банкротный управляющий уже закрыл, перегнав ТОО “К.Н.Е.” более миллиарда тенге.
Все 204 автобуса были слиты по 4 млн тенге за единицу, столько даже сейчас 10-летняя легковушка не стоит. А производственную базу оформили всего за 49 млн тенге, хотя ее оценивают на рынке сейчас в 250 млн тенге. Удивительно еще то, что ТОО “К.Н.Е.”, исходя из официальных данных, занимается торговлей лакокрасочными материалами и стеклом. Получается, что предприятие бесконечно красило свои автобусы и меняло стекла каждый день по завышенной цене.
В общем, все правоохранительные органы прекрасно знают историю про ТОО “Green Bus Company”, но никто ничего сделать не может.
Тут невольно вспоминается недавний спор Динмухамеда Идрисова с Национальным банком страны, когда олигарх также отказался платить по выданному ему кредиту. Взял он 65 млрд тенге, вернул 40, а 25 млрд платить отказался. Тогда суд первой инстанции даже решил в пользу Идрисова, однако в последующих инстанциях владельца корпорации “Ордабасы” все же обязали вернуть деньги государству. Но это было в старом Казахстане, а сейчас вроде у нас Новый. После январских событий многие неприкасаемые начали отвечать за свои поступки. Но только не Идрисов. И вот вопрос: почему?
Аскар ДЖАЛДИНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана