11014

Триллер по-североказахстански

Похоже, в Северо-Казахстанской области до сих пор живут в старом Казахстане, где процветал произвол против рядовых граждан и разрасталась коррупция. Здесь правоохранительные органы умудряются прикрывать глаза на двойную попытку убийства человека и помогают еще завести на него уголовное дело с серьезной статьей. И все это сопровождается поджогом и кражей имущества потерпевшего. А когда житель региона в отчаянии написал жалобу президенту и рассказал обо всех своих злоключениях нашему изданию, проблем у него стало еще больше.

Триллер по-североказахстански

Когда мы вникаем в историю одного из фермеров СКО Бари АМОЕВА, у нас возникает четкое ощущение того, что надзорные и правоохранительные органы вообще перестали работать на вверенной им территории. О злоключениях агрария Амоева мы недавно писали (см. “Дважды выживший”, “Время” от 15.9.2022 г.).

На севере страны главу крестьянско-фермерского хозяйства “Барс” Бари Амоева знают давно. Он больше 40 лет живет и работает в селе Золотая Нива района имени Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области. Строил свой аграрный бизнес по крупинкам, смог собрать 20 тысяч пахотных гектаров, развести скот, обзавестись всей необходимой инфраструктурой и техникой. В общем, крепкое такое среднее хозяйство без долгов и обязательств.

Только жить спокойно и вести свое дело он теперь не может. Проблемы начались ровно два года назад. Ночью преступники подпалили дом Амоева. Он мог сгореть, но сельчане успели спасти, помогли потушить пожар. О том, что это был не просто умышленный поджог, а попытка убийства, говорит тот факт, что входную дверь подперли ломом. В ходе следствия тогда полиция нашла злоумышленников, но их посадили на три года лишь за поджог и порчу имущества, хотя при этом 70-летний Бари Амоев получил ожоги, и была реальная угроза его жизни. Но не прошло и двух лет, как все трое осужденных вышли на свободу.

И у главы крестьянского хозяйства снова начинаются проблемы. В апреле этого года он был жестоко избит. Перелом ребер, сотрясение головного мозга, рваная рана и гематомы на лице, перелом носа и разбитая орбитальная кость - это еще не полный список травм, полученных пожилым человеком. Бари Амоев чудом остался жив. И заметьте - во второй раз!

Избивали фермера трое жителей этого же района, которые были ранее не просто знакомы с потерпевшим, а работали в его крестьян­ском хозяйстве и были уволены за плохую работу. Это некие КЕНЖЕБАЕВ, КУРИНЫЙ и ПОПАНДОПОЛ. И здесь очень важный момент, на который нужно обратить внимание. Гражданин Попандопол ранее отсидел за умышленный поджог дома Амоева, это один из тех, кто уже пытался расправиться с владельцем фермерского хозяйства. Да и обстоятельства инцидента с избиением наглядно показывают умышленность и подготовку.

Бари Амоеву в тот день позвонил некий аноним и заявил, что знает, куда были спрятаны украденные у фермера агрегаты от сельхозтехники. Назвал безлюдное место для встречи. Так потерпевший оказался на окраине своих владений.

В какой-то момент он заметил, что его джип преследует легковушка и подрезает на дороге. Оттуда вышли те самые трое обидчиков, с ходу стали орать на него. Амоев успел лишь позвонить своему бригадиру и участковому Мурату АРЫКОВУ. Но пока те ехали к нему, троица принялась избивать старика.

Как пишет в своей жалобе президенту Амоев, били его со знанием дела, мужики оказались с бойцовскими навыками. Одно­временно один из них держал потерпевшего на мушке своего ружья. Потом нападавшие залезли в автомашину Бари и вытащили его ружье. Но на счастье потерпевшего никто из них не умел обращаться с охотничьим стволом (его просто не смогли собрать).

И в этот момент подоспел бригадир из хозяйства Амоева. При нем уже старика никто избивать не стал. Участковый на место происшествия приехал гораздо позже. И почему-то еще по телефону, когда первый раз звонил избитый, полицейский спросил его, не стрелял ли он из своего ружья. Эта странность потом станет закономерность. Сейчас объясним.

Как пишет в своих жалобах Бари Амоев, он уверен, что его пытались убить. И инсценировать происшествие как либо убийство по неосторожности, либо в результате самообороны. Просто же сначала выстрелить в сторону нападавших из ружья Амоева и в ответ засадить картечь в самого старика из его оружия: мол, он сошел с ума и в агрессии стал стрелять, в ответ пришлось обороняться. Благо, что имеется и мотив: дескать, Амоев мстит за пожар, который устроил Попандопол.

Однако триллер на этом не заканчивается. В уголовном деле по избиению нападавших судят лишь за хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Побои расценили как телесные повреждения средней тяжести. Адвокаты потерпевшего не могут добиться комплексной судмедэкспертизы, хотя независимые эксперты из Алматы и Актобе определили вред здоровью как тяжкий, потому что у старика оказалось больше семи сломанных ребер и ему нужна операция для восстановления функции поврежденного глаза.

Есть и другое уголовное дело, и другое судебное разбирательство. Эти трое молодчиков написали заявление в полицию о том, что старик угрожал им ружьем. И Амоева приговорили к штрафу за уголовный проступок по статье 115 Уголовного кодекса… Хотя на месте не обнаружено следов стрельбы. Не проведена дополнительная экспертиза, позволившая бы выяснить, когда из ружья в последний раз стреляли. Тем более что оно было разобрано. Но таких вопросов ни у следствия, ни у суда не возникло.

Есть еще одна важная деталь: на оба процесса - и по угрозе, и по хулиганству - в суд ходил один и тот же государственный обвинитель. То есть в одном суде он требовал наказать преступников, избивавших беззащитного пожилого человека, а в другом - уже требовал вынести наказание в отношении Амоева.

И на этом “ужасное кино” не заканчивается. Недавно во время уборочных работ кто-то ночью поджег поля с пшеницей, свалянной в валки. Благо не было ветра, успели потушить. Иначе могла повториться трагедия Костанайской области - рядом с полями много сел, где живут люди.

После выхода нашей первой публикации про эти безо­бразия Бари Амоева стали вызывать на разговоры и уже открыто угрожать: если не прекратит жаловаться, то ему будет хуже.

“Есть определенные лица, которые крайне заинтересованы в отчуждении за бесценок моего налаженного хозяйства. Данные лица и по всем признакам аффилированные с ними правоохранительные органы, прежде всего районная полиция и органы прокуратуры, в том числе в лице нынешнего прокурора района имени Жумабаева ТАНКЫБАЕВА, бывшего прокурора этого же района НУРТАЗИНА, ныне занимающего должность прокурора Петропавловска, с использованием таких личностей, как Куриный, Кенжебаев и Попандопол, пытаются лишить меня физической возможности вести свое сельскохозяйственное производство. И происходит это при очевидном попустительстве судьи районного суда НАГАЙБАЕВА. К иному выводу прийти просто невозможно”, - пишет в своем обращении к главе государства Касым-Жомарту ТОКАЕВУ Бари Амоев.

В регионе никто не удивлен такой трактовкой “случайных совпадений” в судьбе главы крестьянского хозяйства “Барс”. Говорят, что с чем-то подобным сталкивались и другие фермеры, ведь к району Магжана Жумабаева есть интерес и любовь у одного из больших чиновников в сельскохозяйственной отрасли, откуда он родом. И для него, вероятно, появилась прекрасная возможность прибрать к рукам таким образом солидный кусок сельхозугодий. Владеть нынче огромными наделами не только престижно, но и прибыльно. Взять хотя бы те же субсидии. Они ведь раздаются сейчас не по количеству собранного урожая, а по количеству заявленной земли. Можно просто указывать сотни тысяч гектаров под посев и получать готовые деньги, не тратя на топливо, семена, рабочих и на все остальное.

В общем, и в сельском хозяйстве, и в регионах подобные случаи продолжаются. Вроде бы есть сейчас надежда на генерального прокурора Берика АСЫЛОВА. Некоторым предпринимателям уже кое-где удалось защититься от блюстителей законности. Но, как видим, пока это только точечные победы справедливости. Берик Ногаевич, просим обратить внимание и на этот случай и пристально изучить работу ваших подчиненных.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана

Поделиться
Класснуть