26386

Следствие по делу олигарха Кайрата Боранбаева насчитало ущерб на 25 миллиардов тенге

Опять 25!

На днях в одном из судов Астаны закончилось главное судебное разбирательство по делу племянника первого президента Кайрата САТЫБАЛДЫ - ему дали шесть лет с конфискацией. Но, что интересно, в этом уголовном деле никак не фигурирует Кайрат Боранбаев, притом что оба были задержаны примерно в одно время и поначалу проходила информация, что Сатыбалды и Боранбаев совершили что-то плохое вместе. Однако теперь, когда один из Кайратов уже осужден, стало очевидно, что их дела между собой не связаны. В чем же тогда подозревают Боранбаева?

Кайрату Боранбаеву буквально на днях исполнилось 56 лет, а годом ранее он поднялся на пятое место в казахстанском рейтинге Forbes. Предприниматель зарабатывает деньги в самых разных сферах: он совладелец компании, контролирующей коммерческие площади в самом дорогом торговом центре страны Esentai Mall, под ним франшиза “Макдоналдса” на десятки ресторанов в Казахстане, России и Беларуси, а еще есть интересы в фармацевтическом бизнесе, производстве минеральной воды, парочка отелей, сеть фитнес-клубов и многое другое.

При этом широкую известность бизнесмен приобрел вместе с покупкой алматинского футбольного клуба “Кайрат” - произошло это более 10 лет назад. Известная команда с того момента неоднократно выигрывала Кубок страны и один раз взяла золотые медали чемпионата.

Но претензии к Боранбаеву у правоохранительных органов возникли совсем в другой сфере. Ни для кого не секрет, что олигарх активно занимается газом. Он длительное время возглавлял казахстанско-российское предприятие “КазРосГаз” и по-прежнему зарабатывает солидные деньги в этой отрасли. Именно здесь следственно-оперативная группа Агентства по финансовому мониторингу (АФМ) нашла следы, возможно, совершенных преступлений.

Речь идет о двух разных, не связанных между собой эпизодах.

В первом случае Боранбаеву предъявлено обвинение в хищении 14,5 миллиарда тенге при перепродаже топлива, приобретенного у “Газпрома”. По материалам уголовного дела, бизнесмен вместе со своими партнерами - директором ТОО “Азиягаз Чунджа” Романом НАХАНОВЫМ и управляющим директором по транспортировке и хранению газа нацкомпании “КазМунайГаз” Ибуллой СЕРДI - разработали схему по незаконному обогащению. “Азиягаз Чунджа” покупала газ у “Газпрома” по 145 долларов за тысячу кубометров, а после продавала товар другой нацио­нальной компании - “КазТранс­Газ” - по более высокой цене. Полученную прибыль делили на троих, причем половина, по версии следствия, доставалась Ибулле Сердi.

Фактически “Азиягаз Чунджа” стала своего рода прокладкой между крупным российским газовым холдингом и казахстанским оператором в сфере газа, и это в Агентстве финансового мониторинга признали преступлением. Но есть нюансы.

Во-первых, “Казтрансгаз” продавал товар дальше, в Китай, и получал прибыль, несмотря на довольно высокую стоимость. Во-вторых, “Казтрансгаз” на постоянной основе покупает у “Газпрома” его продукцию напрямую по цене гораздо ниже, но в рамках межправительственного соглашения. То есть отечественная компания обладает правом выбора - она может брать товар хоть у зарубежных партнеров, хоть у местных. Разумеется, по разной стоимости. И продает все равно дороже!

Именно в этом и кроется тот самый преступный умысел, на котором настаивает АФМ. Следствие пришло к выводу, что решение о сотрудничестве с ТОО “Азиягаз Чунджа” было принято незаконно, поскольку такую сделку должно было одобрять правление “КазМунайГаза”. А фактически ее продавил единолично господин Сердi. Он, кстати, сейчас в бегах.

Одним словом, компанию-прокладку в органах сочли лишним звеном, а заработанные ею деньги - ущербом, нанесенным государству. Всю прибыль за три года подсчитали, и она превысила 14,5 миллиарда тенге. Эту сумму находящийся в следственном изоляторе Боранбаев уже погасил, но без признания вины. То есть фактически сейчас ущерба по этому эпизоду нет.

Но есть и второй эпизод, он тоже связан с голубым топливом. Как известно, с 2006 по 2013 год Кайрат Боранбаев был генеральным директором ТОО “КазРосГаз”. Это совместное российско-казахстанское предприятие занимается в основном перепродажей газа, добытого на Карачаганаке - одном из крупнейших углеводородных месторож­дений страны.

“КазРосГаз” поставляет свой товар на завод в Оренбурге, где его перерабатывают и продают дальше. Но при этом остается побочный продукт, так называемый сжиженный углеводородный газ (СУГ). Этот товар тоже пользуется спросом, и его реализуют в Европу.

В основе второго эпизода по уголовному делу Боранбаева - разница стоимости сжиженного углеводородного газа. Следователи Агентства по финансовому мониторингу считают, что “КазРосГаз” продавал эту продукцию слишком дешево, причем аффилированным фирмам, а те уже скидывали товар по рыночной цене. Прибыль же получал Боранбаев, и, по расчетам АФМ, компания потеряла свыше 22 миллиардов тенге.

При этом “Газпром”, владеющий половиной “КазРосГаза”, не признан по делу потерпевшей стороной и на половину суммы от недополученной прибыли не претендует. В связи с этим сумму хищения могут поделить на два, и она составит 11 миллиардов. Итого по двум эпизодам чуть более 25 миллиардов. Весьма солидно.

В этом случае, по моим данным, Кайрат Боранбаев готов возмес­тить ущерб без признания вины. И эту позицию можно смело назвать адекватной - бизнесмен не считает, что нарушил законы, но раз в правоохранительных органах пришли к выводу, что он нанес вред государству, то предприниматель готов его компенсировать.

Конечно, кто-то может сказать, что Боранбаев таким образом пытается смягчить свою участь, ведь при отсутствии ущерба он имеет право на снисхождение. И это правильная мысль, ведь сейчас перспективы у бизнесмена не самые радужные - ему грозит лишение свободы, причем лет на 7-10. В такой ситуации многие бы согласились возместить вред.

Но вопрос в другом. Насколько объективными могут быть результаты расследования, проведенного Агентством по финмониторингу? Дело в том, что все предположения следствия, в том числе по сумме ущерба, сделаны исключительно специалистами-криминалистами АФМ. Именно они пришли к выводу, что возглавляемый и контролируемый Боранбаевым “КазРосГаз” потерял 22 миллиарда на продаже сжиженного углеводородного газа, и именно они считают, что фирма Боранбаева “Азиягаз Чунджа” наварилась почти на 15 миллиардов при перепродаже продукции “Газпрома”.

До 2 сентября 2022 года этих заключений было достаточно, чтобы расследовать уголовное дело. Однако именно 2 сентября вышло указание генерального прокурора Берика АСЫЛОВА, в котором прямо сказано, что необходимо прекращать уголовные дела, основанные на заключениях специалиста правоохранительного органа о формальных (неподтвержденных) признаках наличия ущерба или незаконно полученного дохода субъектом предпринимательства.

Но в данном случае речь идет о предположениях специалистов, основанных, например, на разнице в стоимости товара. По их версии, преступление состоит в том, что компания продавала продукцию дешевле, чем могла. Но тут же сразу появляется поле для дискуссий: почему так случилось? действительно ли “КазРосГаз” все годы находился под контролем Боранбаева, официально покинувшего компанию девять лет назад? единолично ли он давал указания работать с конкретными покупателями? Одним словом, все не так очевидно.

Что касается взаимоотношений другой фирмы Боранбаева - ТОО “Азиягаз Чунджа” - с “КазТранс­Газом”, то по-хорошему наличие хищения у национальной компании должна была установить аудиторская проверка, например, Счетного комитета. Но как выявить эту недостачу, если “КазТрансГаз” покупал топливо и тут же продавал его дальше, сам получая прибыль? Можно ли считать это ущербом или это, скорее, упущенная выгода?

Вот и получается, что фактически уголовное дело Боранбаева подпадает под категорию тех, что могут быть прекращены из-за нового указания генпрокурора. И теперь надзорному органу не позавидуешь - придется принимать какое-то решение с оглядкой не только на политическую ситуацию, но и на собственные распоряжения.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть