Нет у правосудия конца
Алматинец Саветбек ДУЙСЕНОВ установил своеобразный рекорд: к своим 60 годам он уже дважды признан невиновным по одному и тому же уголовному делу, но по-прежнему остается подсудимым!
В последние месяцы звучит много претензий как к правоохранительным органам, так и к судебной системе. О необходимости серьезных реформ говорит даже президент. И действительно, когда сталкиваешься с очередным курьезным случаем, как у Саветбека Дуйсенова, начинаешь понимать: казахстанская система правосудия нуждается в серьезных изменениях.
Саветбек Калдарбекович - совершенно обычный, ничем не примечательный гражданин. Около 20 лет назад он пришел трудиться в ТОО “Ирбис-1” - компанию, работающую в сфере грузовых перевозок по железной дороге. У фирмы есть свой парк вагонов, вот за них Дуйсенов фактически и отвечал, с 2007 года занимая должность заместителя директора по транспорту.
При этом “Ирбис-1” сам не возил грузы, а сдавал свои вагоны другим компаниям. Но фирма должна была следить за состоянием техники: если заканчивается срок эксплуатации, то вагон надо либо сдавать на металлолом, либо ремонтировать и продлевать документы. Это только кажется, что работа непыльная, но по факту заниматься ею должны специалисты-железнодорожники.
В 2016 году пришло время избавляться от 79 вагонов. 42 из них распилили и утилизировали, а 37 ждали своей очереди. Как раз в тот момент к Дуйсенову обратился знакомый, предложивший выкупить имущество: дескать, вы же все равно от него избавляетесь?
И здесь нужно сделать небольшое отступление. Действительно, вагонам с истекшим сроком использования нельзя ездить на некоторых направлениях, например по российской железной дороге. Но зато их можно эксплуатировать где-нибудь на внутренних ветках, всяких карьерах, месторождениях и так далее. Это как с автотехникой: без госномеров нельзя выезжать на дороги общего пользования, но при этом в селах до сих пор есть комбайны и тракторы, зарегистрированные еще в КазССР. И ничего, люди пользуются.
Поэтому и старые вагоны кому-то могли пригодиться. Вот Дуйсенов и свел потенциального покупателя со своим руководством. Те ударили по рукам, договорились по цене, и вагоны сменили владельца.
Ну а потом в “Ирбис-1” решили, что заместитель директора обманул своего работодателя: дескать, вагоны были еще в хорошем состоянии и могли принести прибыль, а именно Дуйсенов убедил начальство, что их пора списывать. И вскоре сделку по продаже 37 вагонов уже изучал следователь департамента экономических расследований (ДЭР) по Алматы Серик КУДАЙБЕРГЕНОВ. Он квалифицировал действия Саветбека Калдарбековича как мошенничество в особо крупном размере, а ущерб оценили в 136 миллионов тенге.
Однако в суде с обвинениями ДЭР не согласились. Судья Куралай ДАРХАНОВА пришла к выводу, что Дуйсенов не принимал решения о продаже техники, не договаривался о ее стоимости, не оценивал состояния, не передавал деньги, да и вообще не был правомочен принимать решение о продлении срока эксплуатации вагонов. Тем более суд не увидел связи между покупателем вагонов и Саветбеком Дуйсеновым, поскольку купившая имущество компания была оформлена на Алию АЗТАЕВУ, а фактическим владельцем назвался Аманжол КАБУЛОВ. На этом основании суд не увидел в действиях заместителя директора ТОО “Ирбис-1” состава преступления и полностью его оправдал.
Позже тройка судей Алматинского горсуда оставила приговор в силе, фактически признав, что Саветбек Дуйсенов никого не обманывал и уж тем более не наносил ущерба в 136 миллионов. В конце 2020 года приговор вступил в законную силу. Возможно, его даже включили в статистику оправданий за 12 месяцев, поскольку каждый такой факт преподносится как большое достижение системы правосудия: дескать, смотрите, невиновный человек не сел в тюрьму!
Но радоваться было рано. В 2021 году дело поступило в Верховный суд, и кассационная коллегия пришла к иным выводам - там аргумент следствия про связь подсудимого и продавца сочли важным и отменили оправдательный приговор, а материалы вернулись в городской суд Алматы.
Однако алматинские судьи снова не нашли в действиях Дуйсенова признаков преступления и по тем же основаниям вынесли оправдательный приговор. Получается, второй за два года. И, казалось бы, на этом инцидент можно было бы считать исчерпанным. Ну сколько можно гонять пожилого мужчину по судам? Но нет, Верховный суд во второй раз принял в работу протест прокуратуры и жалобу адвоката потерпевшей стороны.
В мае этого года кассационная коллегия снова отменила оправдательный приговор и вернула дело назад. Основания те же - по мнению верховных судей, их коллеги не приняли во внимание тот факт, что покупатель вагонов мог быть как-то связан с Дуйсеновым.
Но эта история не была бы полной без еще одного важного нюанса.
Еще до того как Саветбек Дуйсенов встретился лицом к лицу с Фемидой и сумел доказать свою невиновность, на скамье подсудимых оказался… следователь по его делу Серик Кудайбергенов! Весной 2020 года он вместе с коллегой Арманом РАКИШЕВЫМ предстал перед судом по обвинению в мошенничестве. Двух следователей поймали на попытке заработать 20 тысяч долларов - эти деньги они попросили у жителя Алматы за прекращение уголовного дела. Передать всю сумму тот должен был через адвоката, но в итоге написал заявление в службу собственной безопасности. Адвоката поймали при получении денег, и он согласился сотрудничать.
Кудайбергенов и Ракишев опасались, что их могут разоблачить, поэтому придумали целый механизм по получению денег: адвокат должен был привезти всю сумму в здание алматинского ДЭР, где его бы встретил один из следователей, чтобы провести в кабинет к другому. И именно на лестнице, как предполагали сотрудники ДЭР, есть кусочек в слепой зоне - ни одна из камер наблюдения не фиксировала небольшой участок. Именно там у адвоката должны были забрать пакет с наличкой, но планы поменялись, поскольку посредник не решился заносить деньги в здание. Поэтому его вывезли на машине в другой район, где вся сумма наконец-то перекочевала следователям.
Позже Ракишева и Кудайбергенова задержали, они сразу во всем сознались и раскаялись, за что получили условные сроки. Тут нужно отдать должное их адвокатам - они сумели доказать, что это было покушение на преступление, за что наказание всегда мягче.
И это тоже еще одна гримаса нашего правосудия. Получается, что следователь, направивший дело Саветбека Дуйсенова в суд, сам оказался преступником! И при этом он никак не пострадал, по сути, не понес никакого наказания и остался на свободе. А обвиненный им человек уже два года вынужден доказывать свою невиновность.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы