7125

Пора и честь знать

Таможенный пункт на казахстанско-китайской границе “Нур жолы”, созданный всего три года назад, успел обрести дурную славу. То там таможенники на взятках попадались, то пограничники “зеленый” коридор кому-то организовывали, то ветеринары без справок грузы переправляли... 

Но все это только цветочки по сравнению с тем, что здесь творили гражданские лица.

Пора и честь знать

Пост “Нур жолы” компания EUROTRANSIT CARGO построила в рамках государственно-частного партнерства. Этот уникальный объект со складами временного хранения и административным зданием ТОО “Eurotransit Nur Zholy” должен был сократить время прохождения границы до 30 минут. Структура генеральной планировки комплекса предусматривала перемещение 2,5 тысячи транспортных средств и 15 тысяч физических лиц за один день в обе стороны, что и делала.

Однако только до тех пор, пока мир не охватила пандемия коронавируса. Тогда китайская сторона усилила контроль над въезжающими фурами. Время загрузки увеличилось до 24 часов. На границе образовывалась огромная очередь. Машины стали простаивать по две недели и больше. Начали происходить потасовки среди дальнобойщиков, из-за чего пришлось выставить даже наряды полиции. Позже выяснилось, что ТОО “Eurotransit” между китайской и казахстанской границей пустило свои тягачи, которые стали доставлять прицепы с грузом получателю. Вот так и возник еще один посредник, который за свои услуги стал брать деньги, причем немалые.

Уставшие от ожидания бизнесмены готовы были выложить любую сумму, лишь бы вывезти свой товар. В итоге помимо официальной ставки, которая была равна 4500 долларам, здесь стали взимать 45 000 долларов за 800 метров казахстанско-китайской границы. Черный нал собирали сотрудники компании. Но самое возмутительное то, что через границу могли пройти только избранные фуры, остальным приходилось подолгу ждать, надеясь на электронную очередь.

Весной 2021 года перевозчики устроили акцию протеста и перекрыли трассу у границы с Китаем. Тогда к митингующим прибыл вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик КАМАЛИЕВ. Водители фур потребовали убрать тягачи компании Eurotransit, которые свободно здесь колесят. Чтобы отрегулировать порядок проезда на таможню, запустили ТОО “Halyk BSK Logistica”, пропустившее 130 водителей грузовиков, долгое время простоявших у таможни. Так на лакомых 800 метрах появилась еще одна фирма-паразит. Из официально заплаченных 4500 долларов она забирала 2050.

Затем по поручению главы государства под руководством сотрудников Генеральной прокуратуры на таможенных постах началась проверка деятельности уполномоченных экономических операторов. Тогда и была выявлена масса нарушений коррупционного характера. По результатам этой ревизии лишились своих должностей руководитель департамента госдоходов Алматинской области и начальники приграничных железнодорожных станций Достык и Алтынколь. Были задержаны руководитель таможенного поста “Нур жолы” и его заместитель, а также представитель одного из экономических операторов за дачу взятки проверяющим в сумме 30 тысяч долларов за сокрытие контрабанды в крупном размере.

После этого на пункт “Нур жолы” зашел еще один оператор по организации грузопотока между Китаем и Казахстаном - АО “KTZ Express - KTZE “Com­merce”. Перед компанией была поставлена нереальная цель - уменьшить очередь у границы. К ее приходу у таможни скопилось порядка 15 тысяч единиц автотранспорта. И работа закипела. За месяц пропускная способность увеличилась с 10 до 47 машин в день.

ТОО “Eurotransit” оторвали от кормушки, оставив на линии лишь Halyk BSK Logistica. Кроме того, были исключены взаиморасчеты в наличной форме, что позволило вывести огромные суммы из теневого оборота. Компания также запустила пилотный проект по электронной очереди. В базу данных занесла всех, кто до сегодняшнего дня простаивал в многокиломет­ровой колонне. Благодаря этому количество ожидающих стало уменьшаться на 100 фур ежедневно.

- Сейчас у нас появилась возможность без посредников, без траты лишних денег получать товар напрямую у производителя, - говорит участник ВЭД Динара САУРЫКОВА. - И это еще не все: компания АО “KTZ Express - KTZE “Commerce” добилась для брокеров, которые перевозят скоропортящиеся продукты, проходить через границу без очереди. В дополнение к этому она запустила виртуальный проект “Быстрая дорога”. Эта программа связывает между собой грузополучателей и грузоперевозчиков, желающих сэкономить время и деньги, но с одним только условием: заказ могут брать только те, кто ближе всех стоит к таможне.

По словам предпринимательницы, если раньше только “межтаможка” и доставка груза до Алматы ей обходилась в 5500 долларов, то сейчас эта сумма уменьшилась вдвое.

Оснащенный современными техническими средствами таможенного контроля пункт пропуска “Нур жолы” стал возвращаться в привычную колею.

- Видите, водители заезжают с грузом и тут же регистрируются. У нас новая система интегрированного контроля, то есть все услуги можно получить в едином окне. Это упрощает и ускоряет прохождение таможенного контроля. У нас повсюду стоят камеры, которые фиксируют номер машины и передают информацию в головной компьютер, - объясняет новый начальник пункта “Нур жолы” Аскар БЕКБЕРГЕНОВ. - Ежедневная проектная пропускная способность составляет 2500 автотранспортных средств в двух направлениях - на въезд и выезд.

Во избежание коррупционных рисков на участке транспортного контроля для водителей установлен отдельный монитор, который показывает данные измерений: вес, длину, высоту. Теперь каждый водитель сам видит параметры своей машины. Через данный пункт пропуска осуществляется таможенное оформление товаров народного потребления, плодо-овощной продукции, оборудования и спецтехники различных типов, транзитные грузы в три страны. К тому же с каждым годом увеличивается сумма поступающих таможенных платежей и налогов в бюджет.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть