Обманные манёвры
Как аферист стал жертвой обвиняемого в мошенничестве прокурора
Цифровизация уже настолько плотно окутала нашу обыденность, что помогает правоохранителям не особо напрягаться при раскрытии коррупционных преступлений. Злоумышленники сами оставляют за собой шлейф доказательств, не гнушаясь получать сомнительные денежные переводы через банковские карты. Вот и жезказганский прокурор Рахымгазы КЕНЖЕТАЕВ (на снимке), похоже, стал жертвой собственной чрезмерной самоуверенности. Его обвиняют в том, что он обманом выудил деньги у афериста, который, к слову, тоже хитростью отнял у людей несколько миллионов тенге.
История походит на анекдот, но ее фигурантам сейчас не до шуток. Истоки ее уходят в 2020 год, когда житель Сатпаева Альмухамед ЖУМАГУЛОВ провернул серию жульнических разводов, обещая безработным мужчинам трудоустройство на крупное предприятие. За свои услуги он получал банковские переводы от 650 тыс. до 1 млн 880 тыс. тенге. И в общей сложности надул 12 человек на сумму 15,6 млн тенге. Разумеется, после того как жертвы раскусили плута, его задержала полиция, а суд в июле 2021-го приговорил его к пяти годам лишения свободы.
Вскоре после оглашения вердикта Жумагулов оказался в карагандинском следственном изоляторе АК-159/1. Там он додумался позвонить знакомому человеку в погонах Рахымгазы Кенжетаеву, который, к слову, представлялся ему заместителем прокурора Жезказгана, а в действительности был птицей невысокого полета - обычным прокурором, курирующим надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, участвующим в проверках по фактам членовредительства и суицида осужденных и принимающим участие в судебных процессах по рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении или замене наказания.
Осужденный Жумагулов поинтересовался у служивого, возможно ли законно продлить сроки рассмотрения его апелляционной жалобы в Карагандинском областном суде. Аферисту нужно было побольше времени, чтобы попробовать собрать деньги для возмещения ущерба потерпевшим, ведь в таком случае ему могли смягчить наказание. И надо же! Согласно материалам уголовного дела прокурор Кенжетаев вызвался помочь попавшему под стражу шарлатану, однако запросил за свое содействие 700 тысяч тенге. Притом, конечно же, умолчал, что чисто территориально не имеет никакого отношения к рассмотрению апелляции в Караганде. Это вообще в его компетенцию не входит. Но Альмухамед Жумагулов об этом не знал и потому - вот ведь ирония судьбы - сам стал жертвой обмана.
Над прокурорским предложением осужденный размышлял пару месяцев и только в сентябре решил обратиться в КНБ с заявлением о противоправном поведении Кенжетаева. Дальше сотрудника жезказганского надзорного органа взяли в оперативную разработку и поставили его телефонные разговоры на прослушку.
Согласно материалам уголовного дела, когда заключенный вновь позвонил ему и спросил, в силе ли предложение, прокурор подтвердил свою готовность помочь. Понятно, что сиделец не смог бы лично передать ему условленную сумму, поэтому Кенжетаев продиктовал ему телефонный номер, привязанный к банковской карте некой гражданки. Примечательно, что сама она ею не пользовалась, карта находилась в руках ее супруга Ыкыласа МАГЗУМОВА, являвшегося близким другом прокурора. Вот туда-то приятель Жумагулова под наблюдением каэнбэшников и перевел 700 тысяч.
После перечисления денег Кенжетаев неоднократно созванивался с запертым в тюрьме мошенником и со своим доверенным лицом, чтобы убедиться в поступлении вознаграждения. Тем не менее сразу притрагиваться к траншу прокурор не стал, велев другу хранить бабки у себя до особого распоряжения. Впрочем, долго ждать не пришлось. Сотрудники КНБ решили, что собранных улик и доказательств достаточно для предъявления прокурору серьезных претензий. Вскоре всех фигурантов доставили на допросы. Так Кенжетаев стал подозреваемым, а затем и обвиняемым в мошенничестве. А его друг Магзумов пока имеет статус свидетеля с правом на защиту.
В минувшем феврале дело начал рассматривать Жезказганский горсуд. И совсем скоро мы узнаем, найдет ли подтверждение вина прокурора Кенжетаева, находящегося сейчас под подпиской о невыезде и о надлежащем поведении. Несмотря на зафиксированный карточный перевод и прослушки телефонных разговоров, в которых эксперты определили принадлежность голоса Рахымгазы Нургалиевичу, вины своей он не признает. Да еще на днях его друг Магзумов неожиданно заявил в суде о том, что неустановленные сотрудники КНБ оказывали на него психологическое давление во время допроса. Мол, пугали, что закроют его вместе с женой. То есть получать на карту достаточно крупную сумму от невесть кого было не страшно, а вот нависшая угроза получения наказания нанесла моральную травму?
Как бы то ни было, Магзумов теперь отрицает прежние показания, которые были не в пользу прокурора. В связи с чем суд ради полноты исследования обстоятельств вынес в адрес Карагандинской облпрокуратуры постановление о проверке его доводов. Напоследок отметим, что прокурору Кенжетаеву грозит крупный штраф либо срок от трех до семи лет.
Ирина МОСКОВКА, фото с сайта областного суда, рисунок Игоря КИЙКО, Караганда