2115

А если приспичило?

Поездка даже в соседний город в наших бескрайних степях - маленькое, но приключение. Особенно когда едешь с “прицепом” - в салоне восторженно хлопают глазами дети. Уже спустя полчаса с заднего сиденья слышно: “А когда мы приедем?”, “Я устал” и коронное - “Я хочу в туалет”. Приходится давить на газ и стрелять глазами по обочинам в поисках отхожего места.

А если приспичило?

...До автозаправки добрались быстро.

- Туалет не работает, - глядя в экран компьютера, сообщила кассирша. - Воды нет. Сами заждались.

Ну что ж, дотерпим до следующей заправки, приободрила я детвору.

Только и на следующей АЗС в туалет нас не пустили - водовоз туда тоже не доехал. Закрыт был туалет и на двух следующих заправках по трассе Нур-Султан - Щучинск.

Можно было бы, конечно, прямо у обочины скомандовать: “девочки - налево, мальчики - направо”, если бы не одно “но”: северный климат не располагает к подобным расстановкам ранней вес­ной, не говоря уже о зиме. Одно дело - пристроиться за кустиком на юге. И совсем другое - посреди занесенной снегом степи, где сбивает с ног ледяной ветер.

Вскоре взгляд упал на зеленеющий на фоне снега домик с логотипом KazWay - дорогостоящую туалетную конструкцию “КазАвто­Жола”. Но к нему мы просто не смогли подобраться: съезд к площадке был перекрыт снежными буграми. Решили не рисковать - вдруг застрянем?

Проехали еще пару десятков километров, и вдруг - о чудо! - возле сомнительного вида кафе надпись “Туалет” на хлипкой деревяшке и чуть наискосок его подобие. Кафе закрыто, в окнах никого, только черный пес лает из покосившейся будки. Запах разил наповал, надежность конструкции вызывала сомнения. Но выбора не было...

Так что же, выходит, придорожный сервис, расцвет которого так лихо анонсировали еще во времена подготовки к международной выставке ЕХРО, так и остался лишь на бумаге?

В АО “Национальная компания “КазАвтоЖол” считают, что междугородние автодороги, в частности трасса Нур-Султан - Щучинск, укомплектованы общест­венными туалетами сполна.

- На сегодняшний день санитарно-гигиенические узлы (СГУ) модульного типа расположены вдоль платного участка автодороги А-1 Нур-Султан - Щучинск: пять единиц в направлении Щучинска и семь в обратном направлении. СГУ отвечают всем требованиям СТ РК 2476-2014 (национальный стандарт), где учитывается расстояние установки СГУ в 50 километров, - прокомментировала пресс-секретарь “КазАвтоЖола” Ляззат СТАМГАЗИЕВА. - Есть KazWay, а есть МАФ - малая архитектурная форма, оба вида строений модульные. Разница в квадратуре: KazWay - 43,92 квад­ратных метра, включает в себя коммерческое помещение для торговли, например, напитками. У МАФа площадь меньше - 36,35 “квадратов”, в них главное - туалет, на что и указывает придорожная вывеска WC.

Устанавливать павильоны KazWay нацкомпания начала в 2018 году, получив в доверительное управление платный участок автодороги Нур-Султан - Щучинск. Безусловно, перекрыть потребности путешествующих пятью отхожими пунктами невозможно. На выручку приходят частники - ставят свои модульные СГУ. В сторону Щучинска частных узлов нет - вся надежда на пунк­ты KazWay да автозаправки. А вот в направлении столицы есть и KazWay, и частные пункты, и те же АЗС. Всего помимо СГУ вдоль платного участка имеется 28 объектов придорожного сервиса (ОПС) в виде АЗС, кафе, которые находятся на балансе местного исполнительного органа. При большом потоке эти заведения берут на себя значительную часть страждущих. К слову, если частный инвестор сам установил СГУ, то он имеет право взимать плату в размере 50-70 тенге, но не более.

Только вот туалет туалету рознь. В национальном стандарте (полное название -

“Национальный стандарт Республики Казахстан. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к объектам дорожного сервиса и их услугам”), например в пунктах 6.3 и 7.2, обрисованы все прелес­ти эталонного туалета: должно быть тепло, чисто и комфортно. Может, сортиры от “КазАвто­Жола” и могут похвастаться всеми этими преимуществами, а вот те, которые от частников, - не всегда. У некоторых из удобств лишь стены с криво нарисованными “М” и “Ж” и дырка в полу. А ведь с 2018 года все собственники подобных объектов должны подчиняться единому правилу.

Но, судя по всему, не подчиняются. Не зря же еще в 2019-м в ходе своей рабочей поездки в Акмолинскую область глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ негодовал: “О каком сервисе можно говорить, если мы не можем привести в порядок самое необходимое - придорожные туалеты, об ужасном состоянии которых не говорил разве что ленивый”.

В том же 2019 году на состояние придорожных туалетов сетовало и Министерство культуры и спорта - создатель документа “Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы”.

“…для успешного развития внутреннего и въездного туризма страны, в том числе мест размещений, на сегодняшний день существует необходимость в создании благоприятных условий пребывания туриста - соблюдении “туристского райдера”. Фундаментальной и весьма важной составляющей данного райдера является наличие благоустроенных санитарно-гигиенических узлов (далее - СГУ) в соответствии с международными требованиями в данном направлении”, - говорится в программе. И далее: “Основной проблемой в рамках развития сис­темы СГУ является содержание объектов. Представители бизнеса не готовы осуществлять содержание объектов, отдаленных от населенных пунктов. На сегодняшний день можно утверждать, что имеющиеся на/близ объектов СГУ не соответствуют международным стандартам, санитарно-эпидемио­логическим требованиям и другим нормам по строительству и эксплуатации подобных объектов. В первую очередь главным вопросом остается состояние “уличных туалетов” вдоль путей следования туриста и на туристских достопримечательностях”.

Как заверили в пресс-службе “КазАвтоЖола”, сейчас уделяется особое внимание продвижению и модернизации объектов придорожной инфраструктуры. Отдел по развитию ежеквартально проводит объезды этих объектов, а местные управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и областные филиалы нацкомпании “Каз­АвтоЖол” продолжают работу с владельцами пунктов и потенциальными инвесторами на предмет приведения ОПС в соответствие с требованиями нацстандарта.

…И все же, как ни крути, не тянем мы пока на лакомый кусочек для зарубежных туристов. Природа - куда уж богаче, а вот сервис - обнять и плакать, как говорится. Или, вернее, зажать нос и закрыть глаза, дабы не лишиться чувств от некоторых “удобств”.

Ольга КЕЦ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть