Какие ваши доказательства?
Очередное громкое расследование Агентства по финансовому мониторингу забуксовало в суде
Вот уже полтора года столичный департамент экономических расследований не может разобраться, в чем же заключается вина руководителя республиканской ветеринарной лаборатории Министерства сельского хозяйства Нурлана СБАНОВА. Его задержали по подозрению в хищении полумиллиарда тенге еще осенью 2020 года, но с тех пор дело никак не может дойти до логического завершения.
В январе этого года материалы расследования наконец-то оказались в Сарыаркинском районном суде, однако председательствующей Галие АЛИПАНОВОЙ хватило совсем немного времени, чтобы понять: следствию так и не удалось собрать убедительные доказательства вины руководителя лаборатории и других фигурантов.
Нурлан Сбанов угодил в следственный изолятор в октябре 2020 года, и практически сразу стало известно, что его вместе с еще пятью фигурантами подозревают в поставках ветеринарных препаратов по завышенным ценам. Речь шла о покупке тест-систем для определения у скота всякой заразы в организме, например хламидиоза. При этом, по версии следствия, Сбанов с группой коммерсантов намеренно брал товар по завышенной стоимости, в результате чего и образовалась громадная переплата.
И поначалу эта версия звучала очень убедительно. Тем более что поставщики препаратов оказались одни и те же, плюс они были связаны между собой не только партнерскими, но и родственными связями. Позже выяснилось, что предприниматели без особого усердия платили налоги, и впоследствии обвинение в этих грехах тоже оказалось в материалах уголовного дела.
Ну а во второй половине 2021 года следствие наконец было окончено и на долгий срок ушло в Генеральную прокуратуру. Кстати, примерно в тот же период по каким-то причинам подозреваемому в хищении полумиллиарда изменили санкцию с обычного ареста на домашний, что уже стало звоночком: видимо, вина Сбанова и других не так очевидна.
Именно это и выявил суд, как только дело попало к Галие Алипановой. Уже на предварительном слушании она ознакомилась с ходатайствами адвокатов, заявивших о существенных нарушениях уголовно-процессуального закона, допущенных на стадии следствия.
В частности, выяснилось, что следствие считает одним из главных действующих лиц преступлений некоего гражданина АКИЛЬЖАНОВА. Однако он не стал испытывать судьбу и исчез. Не изучив до конца все обстоятельства его действий, в ДЭР столицы приняли решение выделить часть материалов в отдельное производство, хотя эти эпизоды могут быть ключевыми. Но если человек - организатор, как судить тех, кто выполнял его поручения и указания? Вот и суду непонятно. Поэтому постановление о выделении уголовного дела в отношении Акильжанова судья Алипанова признала незаконным и необоснованным.
Второй важный момент, отмеченный судом: доказательства в отношении подсудимых дублируются и не персонализированы. То есть, проще говоря, все подозреваемые действовали совершенно одинаково и непонятно, кто в каком количестве надул государство с тестами на хламидиоз.
И в итоге суд сделал вывод:
“Все обвинение построено на непрямых, косвенных, уклончивых, неявных доказательствах, главным образом выраженных в неконкретных, поверхностных показаниях свидетелей, бесконечном цитировании официальных документов, исследований специалистов, использовании и частом употреблении по тексту выражений, словосочетаний, умозаключений исключительно неправового характера. Тем самым нарушены принципы уголовного процесса, права обвиняемого на защиту и иные принципы уголовного процесса”.
На этом основании суд вернул уголовное дело в прокуратуру для исправления недочетов. Но как их исправить, не до конца понятно, если все обвинение построено на непрямых, косвенных, уклончивых и неявных доказательствах.
Стоит отметить, что это уже второй случай в 2022 году, когда громкие дела Агентства по финансовому мониторингу суд возвращает следствию, указывая на различные нарушения. Первый раз это случилось с делом бывшего министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА, и вот теперь та же участь постигла расследование в отношении Нурлана Сбанова. Похоже, с громкими делами у ДЭР не очень заладилось…
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы