19332

Дружбу проверяют на допросе

В Алматы собираются судить за хищение полумиллиарда тенге парня, который во время совершения преступления мог находиться в другом городе

Дружбу проверяют на допросе
Фото Олега СПИВАКА.

Житель Тараза Жандос КАЗЫКЕЕВ даже не догадывался, насколько важно ходить в гости к родственникам, пользоваться услугами “Яндекс.Такси” и оплачивать покупки через банковское приложение Kaspi. Однако именно эти обыденные на первый взгляд вещи могут помочь ему доказать свою непричастность к пропаже 520 миллионов тенге со счетов одной крупной строительной компании. Могут, но еще не помогли - алматинские полицейские и прокуроры наотрез отказываются учитывать эти факты при расследовании, считая, что именно Казыкеев совершил преступление, находясь в Алматы, хотя банковские выписки и многочисленные свидетели говорят о том, что он в тот день был у себя дома в Таразе!

Преступление имело место в конце 2020 года. 22 декабря частный судебный исполнитель Кайрат ШАМШИЕВ (в настоящее время отбывающий наказание за другое преступление) возбудил исполнительное производство на основании исполнительной надписи нотариуса Гулим ДАРБЕКОВОЙ. Согласно этим документам ТОО “NestStroy” задолжало ТОО “МэдРиэл Групп LTD” более полумиллиарда тенге. Шамшиев тут же списал нужную сумму со счета первой компании, однако передать ее кредитору не успел, поскольку его действия остановил руководитель NestStroy. Выяснилось, что на самом деле никто никому ничего не должен, а документы, якобы доказывающие наличие обязательств, подделаны. Вся сумма благополучно вернулась на счета потерпевшей стороны, а полиция начала искать тех, кто организовал аферу.

И первым делом копы обратили взор на учредителя ТОО “МэдРиэл Групп LTD” Жандоса Казыкеева. Тем более нотариус Дарбекова заявила, что именно этот парень ввел ее в заблуждение, когда пришел выписывать исполнительную надпись. Свои действия она произвела 5 декабря 2020 года - это очень важная деталь. Более того, нотариус утверждает, что Казыкеев еще приходил к ней 22 декабря, чтобы предоставить данные частного судебного исполнителя Шамшиева. Ну а в третий раз они увиделись на очной ставке.

Сам Казыкеев тоже поначалу заявил, что приобрел компанию, чтобы заниматься бизнесом, а в Алматы приехал в конце ноября 2020 года. 5 декабря вместе с приятелем Гани ДЖАМБАСПАЕВЫМ он заехал к нотариусу, где подписал все бумаги, а позже оформил доверенность на Джамбаспаева и вернулся в Тараз.

Правда, затем Казыкеев дал новые показания и объяснил, что ранее ему задавали вопросы на русском языке, которым он владеет не в полной мере, и в присутствии адвоката, которого ему посоветовали знакомые. На родном казахском он смог донести, что 4 и 5 декабря в Алматы его не было, поскольку находился дома. Слова Казыкеева подтвердили его алматинские контакты. Например, тот самый приятель Гани Джамбаспаев рассказал полицейским, что до 8 декабря 2020 года вообще не был знаком с Жандосом, то есть никак не мог встретиться с ним 4-го или 5-го числа.

Другой друг Казыкеева Елеусин НУРБАЕВ тоже заявил, что Жандос прибыл в Алматы 8 декабря. Именно Нурбаев попросил Казыкеева приехать, поскольку они собирались заниматься бизнесом вместе. Кстати, доверенность на Джамбаспаева тоже была выписана по просьбе Нурбаева. А еще Нурбаев предоставил детализацию своих звонков, согласно которым с его телефона дважды звонили нотариусу Дарбековой именно 8 декабря, а никак не раньше. При этом Казыкеев настаивает, что с нотариусом до очной ставки лично не встречался, поскольку документы подписывал не в ее офисе, а возле дома, где она проживает. Бумаги вынес мужчина, предположительно ее супруг. По крайней мере, именно мужа Дарбековой опознали Казыкеев и Нурбаев.

Адвокаты Жандоса провели собственное расследование и выяснили, что есть факты, свидетельствующие в пользу версии парня. В частности, это подтверждается детализацией его звонков, показавших, что номер телефона Казыкеева работал в Таразе с 4 по 7 декабря. 8-го числа телефон прошел через базовую станцию в Карасайском районе Алматинской области, но вечером снова включился в Таразе.

Еще в защиту Казыкеева выступили его родственники, рассказавшие, что 4 декабря они все вместе отмечали день рождения главы семейства Жаксылыка САПАШЕВА. Жандос Казыкеев был на торжестве, поскольку женат на внучке аксакала Анель ЖАКСЫЛЫК. Праздник провели в узком кругу, но человек пятнадцать за столом все же собралось. А еще они сфотографировались на память, и в мобильнике одного из гостей снимок сохранился как сделанный 4 декабря в 20.57. А на следующий день Анель и Жандос пришли в гости еще раз.

По версии следствия, подозреваемый находился в Алматы 4 и 5 декабря, когда и случилось преступление. Однако многочисленные свидетели утверждают, что Жандос Казыкеев (на левом снимке - второй слева) в эти дни был в родном Таразе и даже посетил семейное торжество.

Но родственники-то могут сказать что угодно, лишь бы защитить близкого человека. Правильно? Однако в пользу Казыкеева говорят и другие показания. Например, двух таксистов, подвозивших Жандоса и Анель. Один раз проезд оплатил он сам переводом через банковское приложение, а во второй - его супруга. Еще адвокаты нашли парикмахера, подстригавшего парня 4 декабря. Он также купил у нее средство для укладки волос. Деньги Казыкеев перевел через то же популярное банковское приложение.

Ну и, наконец, к Жандосу домой 5 декабря приезжал его давний клиент, которому он время от времени ремонтирует компьютер. И в тот день парень починил процессор, за что ему заплатили три тысячи тенге. Согласитесь, звучит странно: Казыкеев ковыряется в технике за три тысячи в Таразе, а в этот момент в другом городе решается вопрос о выплате его фирме долга в полмиллиарда!

Одним словом, сомнений в причастности начинающего таразского бизнесмена к мошенничеству оказалось весьма достаточно, поэтому защитники несколько раз обращались в полицию и прокуратуру с ходатайствами об изу­чении всех обстоятельств, но их просьбы удовлетворяли частично. То есть вроде бы надзорный орган согласился, что необходимо перевести часть материалов уголовного дела на казахский язык, поскольку подозреваемый на русском почти не говорит. И даже перепроверить алиби правоохранительные органы согласились, направив в Тараз поручение коллегам, но в итоге почему-то никто ничего не сделал.

В результате уголовное дело еще летом поступило в Медеуский райсуд без изучения доводов защиты, в связи с чем судья Улан КИШИБАЙ вернул материалы в прокуратуру для устранения всех нарушений. Но даже после этого в надзорном органе особо упираться не стали и, кое-что исправив, снова загнали дело в суд, где оно опять попало к судье Кишибаю.

По всей видимости, кому-то очень удобно посадить на скамью подсудимых парня, ремонтировавшего компьютер за 500 километров от нотариуса, который оформлял выплату долга в 500 миллионов тенге. При этом нотариус, ее муж, частный судебный исполнитель, другие лица и друзья Жандоса, принимавшие участие в оформлении бумаг, проходят по делу как свидетели. И совершенно непонятно, куда так торопятся прокуроры Медеу­ского района Алматы: ущерба нет, пострадавшая сторона отделалась легким испугом, а вот риск отправить за решетку невиновного весьма велик. К чему такая спешка?

Особенно странным кажется, что органы не особо усердствовали, проверяя причастность некоего Даулета СУРАНЧИЕВА, бывшего сотрудника налоговых органов. Именно он просил друзей Жандоса Казыкеева найти чистую компанию якобы для проведения субподрядных работ по закупу стройматериалов, и ему впоследствии были переданы реквизиты ТОО “МэдРиэл Групп LTD”. Позже Суранчиев попросил ребят подписать какие-то документы у нотариуса, что и было сделано. Ну а когда после всех этих действий Казыкеева задержали, Суранчиев объявил, что готов решить проблему таразского парня за 100 тысяч долларов. При передаче этих денег мужчину арестовали и сейчас судят за мошенничество и подстрекательство к взятке. Не с этим ли инцидентом связано нежелание органов проверять алиби Казыкеева?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть