7064

Машина с довеском

В казахстанских автоцентрах покупателей заманивают одной ценой автомобиля, а продают уже по другой. Фактов навязывания дополнительного оборудования при покупке новой машины стало так много, что специалисты региональных департаментов по защите прав потребителей взялись за правовой ликбез покупателей авто.

Машина с довеском

Согласно казахстанскому законодательству покупатель вправе купить товар по той стоимости, которая заявлена на ценнике, рекламном билборде или в листовке. Будь то пачка чая или крутой внедорожник - правила едины. Однако при покупке чая никто не будет навязывать покупателю чайник или чашку, а вот приобретение автомобиля в салоне сопровождается навязыванием дополнительного товара. Между тем, по словам главного специалиста департамента по защите прав потребителя Шымкента Айман КОЖАМУРАТОВОЙ (на снимке), покупатель имеет право требовать продажу машины по указанной цене и даже обратиться в полицию по факту мошеннических действий со стороны продавца.

Жительница Шымкента Гуль­мира К. вместе с сестрами решила сделать подарок маме на день рождения - новый автомобиль из салона. Для этого продали мамину прежнюю машину за 5 млн тенге и взяли кредит в банке еще на 4 млн. В шымкентский автосалон Нyundai Center пришли целенаправленно: на одном из билбордов в городе увидели рекламное предложение - 8 млн 700 тысяч тенге за Нyundai Creta образца 2021 года.

- Такая машина в салоне действительно была, но только за эту цену автомобиль нам продать отказались. Менеджер стал навязывать дополнительный товар, который обязательно нужно купить, - рассказывает Гульмира. - В первую очередь это лесенка для того, чтобы водителю было удобно подниматься в машину. Обязательна к приобретению. Стоимость больше 300 тысяч тенге. Нашей маме это было не нужно, она и без лесенки спокойно могла сесть в машину. Еще один дополнительный товар - зеркало заднего вида, совмещенное с камерой. Это еще 200 тысяч тенге. Хотя аналогичное на базаре стоит 35 тысяч тенге с установкой! Плюс сигнализация и пульт управления машиной. Насчитали почти на 10 млн тенге. Конечно, мы отказались от покупки. Настроение было испорчено, ведь мы хотели, чтобы мама уехала из салона на новом автомобиле.

Между тем покупатель имела полное право требовать продажу машины за объявленную стоимость. То же самое касается и покупки машины по предзаказу.

- Статья 28 закона “О защите прав потребителей” запрещает обусловливать покупку одних товаров обязательным приобретением иных товаров или услуг, - говорит Айман Кожамуратова. - Кроме того, согласно Предпринимательскому кодексу реализация товара с принудительным ассортиментом относится к недобросовестной конкуренции, за которую предусмотрена административная ответственность. Убытки, причиненные потребителю, продавец должен возместить в полном объеме. Чтобы их не допускать, следует потребовать в салоне договор на покупку машины и посмотреть, указаны ли в нем условия о дополнительных платных услугах. Если в договоре этот пункт есть, его можно смело оспаривать в суде как противоречащий законодательству. А сразу на месте вызвать полицию по факту мошенничества.

Жителю Кентау Сакену П. свои права потребителя отстоять удалось. Клиентом шымкентского автосалона Аster auto он стал, когда решил обменять свой старый автомобиль на новый с доплатой. Его машину оценили в 6 млн тенге, он доплатил еще 4 млн и уехал на новом авто за 10 млн тенге. Покупка оказалась неудачной: мотор заглох на второй день. В салоне отказались отменить сделку и вернуть покупателю деньги, приняв обратно машину.

- С этой проблемой он обратился в наш департамент, - поясняет Айман Кожамуратова. - Составили письмо-претензию и отправили в салон. Через два дня салон удовлетворил законные требования покупателя.

Сегодня специалисты по защите прав потребителей имеют право начать проверку и штрафовать лишь в случае отказа в возврате средств или обмене товара, в непредставлении информации на казахском или русском языке, а также мотивированного ответа на официальное письмо-претензию потребителя. В итоге почти по 500 обращениям шымкентских потребителей в департамент удалось вернуть им больше 29 млн тенге. А вот административных дел за нарушение прав потребителей на весь Казахстан в этом году зарегистрировано всего одно. В прошлом году, по данным МВД, ни одного.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть