13463

Благотворительная распродажа

Акционерное общество “Инвестиционный фонд Казахстана” (ИФК), торгующее проб­лемными активами Банка развития Казахстана (БРК), продали на торгах за 10 миллиардов тенге. При этом у предприятия на счетах, в ценных бумагах и активах сконцентрировано более 30 миллиардов!

Благотворительная распродажа
Два проекта братьев Сутягинских обошлись Банку развития Казахстана в круглую сумму, но в итоге оба оказались заброшены. Только после вмешательства ИФК производство удалось восстановить на обоих предприятиях.

Приватизация шагает по стране: вслед за аэропортами, заводами и пароходами под раздачу попали и крупные компании. На днях состоялись торги по реализации АО “Инвестиционный фонд Казахстана” - дочерней организации национального управляющего холдинга “Байтерек”.

Мало кто знает, что из себя представляет ИФК. Этот орган придумали, чтобы разгрузить от проблемных активов Банк развития Казахстана. Государственный банк за годы независимости профинансировал огромное количество промышленных объектов, но далеко не все они оказались жизнеспособными. За примерами далеко ходить не надо: именно БРК вкладывался в проекты печально известных братьев СУТЯГИНСКИХ. В кремниевый завод Silicium Kazakhstan БРК вложил 63 миллиона долларов, позже эта цифра с учетом пени и штрафов значительно возросла. В АО “Биохим”, придуманное для производства биотоплива, госбанк влил 60 миллионов, став крупнейшим инвестором. Оба прорывных проекта накрылись, после чего активы превратились в пассивы и достались по наследству Инвестиционному фонду Казахстана. Предприятия прошли через многочисленные судебные процессы, и спустя длительное время сотрудники ИФК сумели найти новых инвесторов, выкупивших заводы. И таких проектов у компании за последние пять лет оказалось свыше 60, а после их очистки и продажи государству вернули более 90 миллиардов тенге.

При этом ИФК и сам неплохо зарабатывал, оставляя часть прибыли себе. По итогам 2020 года независимые аудиторы составили консолидированную финансовую отчетность предприятия, зафиксировав весьма солидные цифры. Например, на счетах и депозитах у акционерного общества скопилось 13,7 миллиарда тенге, в ценных бумагах без обременения - еще 4,7 миллиарда, а стоимость долгосрочных активов, предназначенных для продажи, превышала 12 миллиардов тенге. То есть 30 миллиардов тенге - это то, что можно потрогать.

Конечно, есть у ИФК и обязательства перед Банком развития: с продажи тех самых активов часть необходимо было отдать БРК, а еще у АО повисла гарантия на 17 миллиардов по печально известному стекольному заводу в Кызыл­ординской области. Этот проект еще на старте оказался в орбите уголовного расследования антикоррупционной службы. В итоге бывший министр национальной экономики и экс-руководитель “Байтерека” Куандык БИШИМБАЕВ был осужден за хищение бюджетных средств, выделенных на строительство объекта.

При чем здесь ИФК? Именно Инвестиционный фонд Казахстана выступал гарантом перед Банком развития на 17 миллиардов тенге. Эти обязательства и повисли на акционерном обществе.

И вот перед оценщиками из ТОО “Консалтинговая компания “Баланс” поставили задачу определить, сколько в итоге стоит ИФК со всем своим имуществом, деньгами и обязательствами. Специалисты сделали вывод, что стоимость компании равна 10 миллиардам 549 миллионам тенге. С этим ценником компания и пошла под приватизацию.

Откуда же появилась эта цифра? Оценщики решили еще раз пересчитать цены на активы, находящиеся в распоряжении АО. Балансовая стоимость промышленных объектов была равна 11,7 миллиарда, рыночная стоимость тех же компаний превышала 30 миллиардов тенге, но оценщик вывел свою цифру - 15,8 миллиарда. Откуда он взял эту сумму? А все просто. Почему-то в консалтинговой компании применили правила реализации арестованного имущества с учетом максимального дисконта в 48 процентов. Оказывается, есть такой приказ министра юстиции, и его используют в своей работе банкротные управляющие и судебные исполнители. При чем тут ИФК с его переговорными процессами, вопрос открытый.

Есть еще очень смешной факт про ТОО “Консалтинговая компания “Баланс”, вычислившее рыночную стоимость имущества юрлиц, переданных Инвестиционному фонду Казахстана. Именно эта организация ранее занималась оценкой ряда предприятий, находящихся на балансе ИФК. Например, ТОО “ILNO Group” эксперты оценили в 1,4 миллиарда тенге. Но потом, выявляя стоимость всего ИФК, та же фирма вдруг подешевела, потому что к ее стоимости применили максимальную скидку в 48 процентов. Имущество АО “Илийский картонно-бумажный комбинат” счетоводы “Баланса” оценили в 4,5 миллиарда, но затем пришли к выводу, что продать его можно только с приличным дисконтом. Активы ТОО “НИМЭКС-Текстиль” потянули на 1,8 миллиарда - и снова по расчетам сотрудников консалтинговой компании, но позже они же сочли, что на самом деле ценник следует уменьшить. Все документы заверены печатью оценщика и подписью Мейрама ТОКАБАЕВА, гендиректора ТОО “Консалтинговая компания “Баланс”. Что же вы, Мейрам Болатович, в своих же выводах усомнились и стоимость активов уронили?

Также оценщики подсчитали, сколько денег лежит у фонда на счетах и в ценных бумагах, ну и, разумеется, учли обязательства компании. Вот здесь как раз и появились те самые 17 миллиардов в виде гарантии перед Банком развития Казахстана. А разница между чистыми активами и обязательствами составила 10,5 миллиарда тенге. Вроде бы все правильно, но есть нюансы.

Во-первых, непонятно, почему оценщик при определении стоимости предприятий, находящихся на балансе ИФК, вывел свою цену, а не указал рыночную. Разница составила ни много ни мало 15 миллиардов!

А во-вторых, еще в апреле, то есть когда проводилась процедура оценки ИФК, китайский инвестор стекольного завода в Кызылорде заявил о своих намерениях выплатить весь долг Банку развития Казахстана сразу. Ну а раз нет долга, то нет и гарантии в 17 миллиардов. И этот факт был известен руководству национального управляющего холдинга “Байтерек”, который, собственно, и продает Инвестиционный фонд Казахстана.

На базаре, как известно, два дурака: один дешево дает, второй дорого просит. Но в “Байтереке” почему-то никто не додумался подсказать оценщику, что у ИФК скоро пропадут обязательства на 17 миллиардов. Соответственно, и цена предприятия тут же вырастет на эту самую сумму. То есть ИФК с учетом погашения долга китайским инвестором будет стоить 27,5 миллиарда тенге. Даже если погашение еще не состоялось, но уже есть намерения, их обязаны были указать в отчете и скорректировать итоговую сумму.

В результате ИФК продали за 10 миллиардов 602 миллиона тенге. С одной стороны, мы, простые налогоплательщики, должны этому радоваться, ведь в наш общий бюджет пойдут эти деньги. Но в то же время у нас есть повод и для расстройства: на счетах, в ценных бумагах и имуществе ИФК сконцентрировано в три раза больше денег, чем удалось выручить, даже если учитывать балансовую стоимость промышленных объектов. Согласитесь, странно продавать фирму за 10 миллиардов, если она стоит 30? Это все равно, что радоваться продаже холодильника за 10 тысяч тенге вместе с продуктами на 30 тысяч, лежащими внутри.

Сделка по продаже выглядит еще более подозрительной с учетом сведений о покупателях ИФК. Итак, 10,6 миллиарда тенге согласилось выложить ТОО “D-Personnel”. Фирма зарегистрирована в Туркестане около семи лет назад и принадлежит некоему Ильмурату Мажитовичу АХМЕТОВУ. Ну и маленькая деталь: за все эти годы компания даже никогда не платила НДС, поскольку обороты у нее весьма скромные. Максимальная сумма налогов, внесенных в бюджет, - 5,2 миллиона тенге в 2017 году. За 9 месяцев 2021-го компания заплатила всего 136 тысяч тенге в казну государства. И тут вдруг купила актив за 10,6 миллиарда тенге.

Компетентным органам не составит большого труда выяснить, с кем из высокопоставленных чиновников аффилирована маленькая тэоошка из Туркестанской области. И вот ведь будет совпадение, если следы приведут в НУХ “Байтерек”? Это именно в национальном управляющем холдинге не остановили продажу своего дочернего предприятия по заниженной цене.

Что особенно смешно, в начале 2020 года именно “Байтерек” оценивал Инвестиционный фонд Казахстана в 20 миллиардов. Такую цифру в интервью forbes.kz обнародовал председатель правления ИФК Ермек САКИШЕВ. Оценивали в 20, а продали за 10,6. При том, что в холодильнике по-прежнему лежали продукты на 30.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть