28860

А девушка запела

Торговля оружием, сбор денег у подчинённых, “мёртвые души” на службе в полиции и катышки на одежде. В чём подполковник Алия БОРУБАЕВА обвиняет своих руководителей?

А девушка запела
Фото: turantimes.kz

У начальника департамента полиции Алматы Каната ТАЙМЕРДЕНОВА появился личный хейтер - бывший следователь Алия Борубаева, ранее занимавшаяся раскрытием громких дел, но затем отстраненная от работы. Сейчас подполковник полиции трудится в Алматинской академии МВД и регулярно пишет заявления на имя президента, а также в департаменты собственной безопасности и кадровой работы МВД. В этих обращениях Борубаева прямо обвиняет генерала Таймерденова и начальника академии Айдара САЙТБЕКОВА в коррупционных преступлениях, требуя не только наказать их, но и вернуть ее на работу следователем. И тут возможны два варианта: либо следует прислушаться к словам подполковника, либо привлечь ее саму к уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Корреспондент “Времени” попытался разобраться в сложной ситуации.

Алия Борубаева - дама весьма известная, и долгое время в департаменте полиции Алматы ей поручали сложные расследования, связанные, например, с медициной. Именно Борубаева вела печально известное дело жертвы дорожно-транспортного происшествия Антонины ГРОМЦЕВОЙ. В результате аварии женщина потеряла ребенка, но позже под суд попал эксперт, подтвердивший выкидыш, оказался оправдан виновник аварии, ранее приговоренный к условному сроку.

А еще госпожа подполковник выясняла, из-за чего скончались пациентки двух пластических хирургов - нашего соотечественника Дмитрия ПИСАРЕВА и россиянина Романа АЛФЕРОВА. На счету каждого док­тора по два трупа, но три уголовных дела расследовали так долго, что по ним истек срок давности. В результате Алферов ушел от ответственности после смерти 44-летней Жанны РАХМАНОВОЙ, а Писарева признали виновным, но освободили от отбывания наказания, несмотря на гибель 33-летней украинки Даны АГАМУРАДОВОЙ. К обоим расследованиям приложила руку Борубаева. К слову, она же частично занималась делом стюардессы Лауры ИЗБАСАРОВОЙ, умершей после подтяжки груди доктором Писаревым. Материалы попали в суд только в мае этого года, хотя девушка скончалась еще осенью 2018-го. Можно ли это назвать совпадением?

По всей видимости, столь странные результаты работы и сказались на карьере Алии Борубаевой - она сменила кресло следователя на кафедру преподавателя Академии МВД. И оттуда начала бомбить руководство своими заявлениями.

Итак, в чем же подполковник полиции обвиняет Каната Таймерденова, Айдара Сайт­бекова и их подчиненных? Начнем с начальника департамента.

По словам Алии Борубаевой, работа генерала Таймерденова привела к:

- большому количеству суицидов среди сотрудников полиции;

- гибели сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей;

- нескончаемым бунтам против Таймерденова;

- хищению денежных средств в департаменте;

- хищению материальных ценностей, числящихся на балансе департамента;

- уводу от уголовной ответственности подозреваемых;

- продаже огнестрельного оружия.

Если детализировать, то подполковник требует привлечь генерала к уголовной ответственности за хищение 1,5 миллиона долларов, правда, без конкретики, при каких обстоятельствах Таймерденов сумел это провернуть. Еще, по заявлению Борубаевой, Таймерденов собирается приобрести электросамокаты для полицейских по цене дорогого автомобиля. Также генерал пытался закупить дорогие защитные костюмы, но этот тендер оказался отменен.

Другое громкое обвинение со стороны Борубаевой связано с неумением Таймерденова общаться со своими подчиненными: якобы он их оскорбляет, унижает и поливает нецензурной бранью. В частности, как утверждает подполковник полиции, начальник департамента назвал одну из начальников отдела “тупой проституткой”, на что та не обиделась, а улыбнулась ему в ответ. “Из-за таких, как она, “согласных”, Таймерденов позволяет себе вольности по отношению к другим”, - пишет Борубаева.

Она также считает, что департамент полиции провалил спец­операцию в жилом комплексе “Бухар Жырау Тауэрс”, когда в апреле этого года россиянин Руслан ИСАЕВ открыл там стрельбу, после чего заперся в своей квартире и в итоге покончил с собой. Как заявляет подполковник полиции, генерал принял неверное решение, пытаясь договориться с Исаевым через его знакомого, которого якобы ранили, но этот факт тщательно скрывается.

Но все же самое громкое обвинение со стороны Борубаевой связано с оружием, использованным стрелком Исаевым. Подполковник полиции указывает, что ружье могло быть куплено у сотрудника полиции Салтанат ХИШАНЛО. По словам Борубаевой, через нее Таймерденов сбывает стволы, либо списанные с баланса департамента, либо изъятые по уголовным делам. Согласитесь, торговля оружием - это очень серьезное преступление.

Есть у Борубаевой претензии и к ее нынешнему руководителю - начальнику Алматинской академии МВД Айдару Сайтбекову. На эту должность полковник полиции заступил в январе текущего года сразу после того, как его предшественника уволили из-за самоубийства курсанта.

Итак, полковник Сайтбеков якобы принуждает курсантов мыть туалеты, но уже в следующем обращении Борубаева уточняет: теперь за чистоту санузлов отвечают преподаватели. Кроме того, начальник академии запрещает подчиненным пользоваться электрочайниками в целях экономии электричества, а еще заставляет педагогов использовать личные смартфоны для проведения онлайн-занятий. Когда же Алия Борубаева попросила выделить ей компьютер, то получила старую, непригодную для работы технику, хотя, по ее словам, в академии полным-полно нового оборудования.

Подполковник также указывает, что заместитель Сайтбекова по фамилии МУРЗАБЕКОВ торгует должностями. А еще Мурзабеков незаконно передает служебный транспорт подчиненному для мытья и заправки. Другой заместитель - АМАНГАЗИН - выглядит неопрятно, у него катышки на рубашке и галстуке, вытянутые на коленках брюки, обувь не чищена, вдобавок от него несет перегаром. Трудно поверить, но об этом подполковник полиции пишет главе государства!

В другом же заявлении Борубаева указывает, что еще один заместитель Сайтбекова БАЙСЕИТОВА вместе с руководством присваивают себе заработную плату и премии “мертвых душ” - фиктивно числящихся в штате сотрудников. По подсчетам бывшего следователя, в академии таковых не менее 70 процентов. Дополнительные надбавки начисляются только проверенным людям, которые возвращают половину руководству.

Наряду с этим в своих заявлениях подполковник указывает, что в академии в целом все очень плохо: нет кулеров, полы холодные, высокий риск заразиться коронавирусом, о чем она тоже сообщает главе государства.

Ну и главный вопрос в этой истории: правда это или ложь? Редакция направила запросы в Министерство внутренних дел, департамент полиции и Академию МВД. Отовсюду пришли одинаковые ответы: сотрудниками собственной безопасности проводятся служебные расследования. Но в МВД при этом уточнили, что факт продажи оружия сотрудниками полиции не нашел подтверж­дения, также нет оснований для начала расследований в отношении руководства департамента полиции города и Алматинской академии МВД.

А еще обвинения Борубаевой обсуждались на встрече Каната Таймерденова с журналистами, где он прямо сказал, что все написанное подполковником неправда, в связи с чем ряд сотрудников полиции планируют обратиться в судебные органы, чтобы доказать неправоту своей коллеги.

И здесь возникает логичный вопрос: если Борубаева откровенно оговаривает высокопоставленных сотрудников полиции, то почему ее не привлекают за это к уголовной ответственности? В Уголовном кодексе есть статья 419 - “заведомо ложный донос”, а точнее, “заведомо ложное обвинение в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления”. Торговля оружием, хищение 1,5 миллиона долларов, сбор денег у подчиненных - все это очень серьезно. Так почему же на Алию Борубаеву не заводят уголовное дело, если она лжет? Или на действующих полицейских это не распространяется?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть