28371

В целях извлечения выгод и преимуществ…

Бывшего руководителя “СК-Фармация” Берика ШАРИПА отдали под суд из-за “стремления угодить руководству Минздрава”

В целях извлечения выгод и преимуществ…

На этой неделе в Есильском райсуде столицы началось рассмотрение уголовного дела Берика Шарипа, бывшего руководителя “СК-Фармация”. Именно эта компания отвечает в нашей стране за централизованный закуп медицинских препаратов, изделий и техники. По версии антикоррупционной службы, Берик Шарип злоупотребил своими должностными полномочиями в стремлении угодить руководству Министерства здравоохранения, в результате чего медработники массово заразились коронавирусом. В сути обвинения разбирался корреспондент “Времени”.

Лето 2020 года, без преувеличения, можно назвать одним из самых сложных за 30 лет независимости. Именно в эти жаркие месяцы по всей стране болели сотни, а может быть, тысячи людей. Карантинные меры, введенные в Казахстане весной того же года, не принесли нужного результата - коронавирус разлетелся по регионам, люди умирали от пневмонии и сопутствующих заболеваний. Пандемия в нашей стране сопровождалась диким дефицитом лекарств и средств индивидуальной защиты, из аптек исчезли даже простейшие жаропонижающие и градусники.

Понятно, что после такого коллапса был разбор полетов, закончившийся сменой руководства Минздрава и возбуждением уголовных дел. И вот первое из них дошло до суда.

Берика Шарипа задержали и водворили в следственный изолятор в августе 2020 года. Антикоррупционная служба тогда официально заявляла лишь о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшими тяжкие последствия. Правда, ходили слухи, что бывшему топ-менеджеру “СК-Фармация” вменяют еще и хищение, и эта статья действительно какое-то время фигурировала в материалах уголовного дела, но позже от нее отказались. Зато добавилось еще одно преступление - при обыске у руководителя компании нашли травматический пистолет. Ни документов, подтверждающих пропажу денег, ни взяток, ни показаний потерпевших, у которых Шарип мог брать откаты, в деле нет. А ведь руководителя “СК-Фармация” требовали линчевать за пропажу медикаментов из аптек, нехватку градусников и масок. Но следствие так и не нашло подтверждения, что это именно он устроил дефицит лекарств.

Так в чем же обвиняют бывшего председателя правления единого оператора по закупу препаратов? Как выяснилось, еще в феврале прошлого года, то есть до того, как в стране был официально зарегистрирован первый случай коронавирус­ной инфекции, Минздрав начал активно готовиться к приходу пандемии. В частности, “СК-Фармация” поручили закуп медицинских препаратов и изделий, в том чис­ле одноразовых противочумных костюмов.

В связи с этим в середине февраля прошлого года “СК-Фармация” объявила конкурс на поставку этих самых костюмов, однако вплоть до конца месяца никто из потенциальных поставщиков не откликнулся. Затем был введен карантин, и появилось еще одно поручение - ускорить процедуру закупа необходимых средств, и для этих целей из резерва правительства выделили около 15 миллиардов тенге. Больше половины этой суммы предполагалось потратить на более чем миллион защитных костюмов. Цена одного комплекта составляла 7500 тенге. Во второй половине марта на сайте “СК-Фармация” снова появилось объявление о проведении тендера, и на этот раз заявки подали две компании - ТОО “Niko Pharm” и ТОО “Medical Supply Management”, но их предложения были отклонены комиссией под председательством Берика Шарипа.

В первых чис­лах апреля в “СК-Фармация” изменили техническую спецификацию закупаемой продукции. В частности, из комплекта были исключены очки, респиратор, перчатки и шапочка. Благодаря этому цена товара снизилась, зато появились четыре потенциальных поставщика, приславших в компанию свои коммерческие предложения. Затем руководитель компании провел переговоры с представителями трех компаний и принял решение купить два миллиона противочумных костюмов у ТОО “INKAR” по цене 4162 тенге за штуку на общую сумму 8 миллиардов 320 миллионов тенге.

6 апреля поставщику перечислили половину этой суммы в качестве предоплаты.

Ну а дальше началось самое интересное. В Китай из Казахстана вылетел специальный борт авиакомпании SCAT, который должен был привезти первую партию костюмов, однако из-за проблем с растаможкой товара самолет вернулся пустым. После этого Минздрав направил в Гуанчжоу еще один лайнер, но и он вернулся ни с чем. При этом Министерство иностранных дел Китая уведомило правительство Казахстана, что продавать средства индивидуальной защиты за рубеж имеют право всего две компании, а партнер ТОО “INKAR” в их число не входит. Получается, что казахстанские врачи остались без защиты из-за внутренних правил соседнего государства, установившего монополию на реализацию медицинских изделий. Костюмы в Казахстан так и не доехали.

В этой связи антикоррупционная служба вменяет в вину Берику Шарипу заражение двух тысяч медработников, которым впоследствии были выплачены разовые компенсации по 2 000 000 тенге каждому. Следствие обвиняет его в лоббировании интересов ТОО “INKAR” и нарушении прав трех других потенциальных поставщиков.

Как указано в обвинительном акте, “в целях извлечения выгод и преимуществ для ТОО “INKAR” и для себя из-за стремления угодить руководству Министерства здравоохранения, требовавшего скорейшего закупа СИЗ, задался преступным умыслом использования предоставленных ему служебных полномочий вопреки интересам службы”. В обвинительном акте также указано, что нехватка защитных костюмов стала единственной причиной эпидемической вспышки среди медработников Алматы.

Все это в итоге привело, по мнению следователя антикора, к “нарушению нормальной деятельности медицинских и других государственных организаций, а также к массовому заражению мед­работников коронавирусной инфекцией в апреле-мае 2020 года и к неуплате пени в особо крупном размере на сумму 40 миллионов 768 тысяч тенге”.

Что же это за сумма такая? Дело в том, что ТОО “INKAR” вернуло все деньги, выплаченные “СК-Фармация”, но фирма не заплатила неустойку в размере этих самых 40 миллионов за срыв поставки защитных костюмов. И вот за эти действия Берик Шарип уже с августа находится под арестом, а за эти восемь месяцев следствие не обнаружило никакой связи между действиями бывшего руководителя оператора по закупу медикаментов и дефицитом лекарств.

Кто же виноват в том, что у людей не было возможности купить хотя бы парацетамол или цефтриак­сон? Ответ однозначный - не Берик Шарип. Судя по материалам дела, его назначили ответственным только за заражение двух тысяч медработников. Значит, будут еще и другие виновные?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта primeminister.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть