68832

А ведь был образцовым сотрудником полиции...

В Восточно-Казахстанской области к большим срокам заключения приговорили патрульных полицейских, которые наглым образом обирали водителей, а в суде просили признать их виновными не за взяточничество, а за мошенничество.

А ведь был образцовым сотрудником полиции...
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Водителей, которым ни разу не приходилось разводить с дорожными полицейскими, наверное, можно сосчитать по пальцам. Нарушители правил дорожного движения это делают, чтобы обойтись малой кровью и не платить огромный штраф. А если же водитель плохо знает ПДД или робкого десятка, так и вовсе пиши пропало. Именно на таких автомобилистов и делали ставку инспекторы службы батальона патрульной полиции в Усть-Каменогорске Руслан ЛУКИН, Айдын САХАНОВ и Тилек КЕНЖЕБАЕВ. Все трое, к слову, дослужились до звания старшего лейтенанта.

Саханов (как следует из его показаний в суде) на служебной автомашине Chevrolet был закреплен за командиром батальона М. АЙДАРХАНОВЫМ. То есть был его водителем. Когда Айдарханов ушел в отпуск, Саханову, чтобы не сидел без работы, дали в напарники Лукина и в соответствии с графиком отправляли на патрулирование улиц. Айдын Саханов признался, что в течение дня никто из руководства их не контролировал, показателей не требовал, чем, собственно, он и не преминул воспользоваться, в том числе после выхода начальника на работу.

11 июня прошлого года водитель за рулем ВАЗа, который ехал по улице Карбышева, попал в поле зрения Саханова и Лукина. Стражи порядка заявили автомобилисту, что тот выехал на встречную полосу и его на полгода могут лишить водительских прав, но они могут закрыть глаза на это административное правонарушение за 200 000 тенге. То ли водитель был не уверен в том, что он не нарушил ПДД (а он действительно не нарушал), то ли просто побоялся связываться с патрульными, но даже после просмотра видеозаписи он согласился отдать половину требуемой суммы.

Охота на юридически неграмотных водителей продолжилась и в последующие дни. При этом полицейские запугивали всех автомобилистов одним и тем же: частью 3 статьи 596 Административного кодекса, в соответствии с которой за выезд на встречку водителям грозило лишение водительских прав. При этом одни автомобилисты вообще не нарушали ПДД (чаще всего полицейские брали на понт тех, кто поворачивал с одной улицы на другую), а другие если и совершали какие-то нарушения, то им всем вменяли одну и ту же статью 596.

К примеру, так получилось с водителем, которая пересекла сплошную и должна быть оштрафована на 3 МРП. Но введенная в заблуждение полицейскими женщина была вынуждена за сохранение прав отдать им 10 000 тенге. Кстати, такса у патрульных всегда была разная: кто-то отдавал всего 2000 тенге, с кого-то требовали 300 000.

Взять, например, эпизод с водителем Тоуоtа, который в нарушение ПДД не пропустил трамвай. Мужчине грозил штраф 15 МРП. Однако стражи порядка, проверив по планшету сведения об автомобилисте, узнали, что мужчина был судим за взятку. Полицейские, видимо, к нему прониклись и решили простить и отпустить. Но прежде, соглас­но данным из приговора, между ними состоялся такой диалог:

- Как у тебя с деньгами?

- Туго.

- Оставь хоть на бензин...

Зато над другим горожанином, который работал водителем и, естественно, не на шутку испугался, когда ему пригрозили лишением прав, Лукин и Саханов откровенно глумились.

Так, управляющий Honda CR-V повернул с проспекта Абая на объездную, не нарушая ПДД. Лукин и Саханов, остановив машину, по уже отработанной схеме стали говорить водителю, что он выехал на встречку, и требовать 200 000 тенге. Мужчина сказал, что таких денег у него нет. Тогда полицейский якобы позвонил кому-то, а потом заявил, что на другом конце провода только за 200 000 тенге согласны стереть видеозапись с нарушением… Водитель сказал, что ему нужно съездить за деньгами. Лукин и Саханов дали ему час.

- Сев на переднее сиденье патрульной автомашины, я положил деньги в карман дверцы, при этом полицейские потребовали у меня сотовый телефон. Увидев мой старый кнопочный телефон, они посмеялись, - рассказал потерпевший в суде.

Поначалу Саханов и Лукин действовали вдвоем, спустя какое-то время к ним, можно сказать случайно, присоединился Тилек Кенжебаев. У Кенжебаева сломался автомобиль, и коллеги, забрав его со станции техобслуживания, видимо, решили дать ему мастер-класс по добыче легких денег. Теперь подношения уже делили на троих.

В приговоре сообщается, что общая сумма полученных таким образом средств перевалила за полтора миллиона тенге. Саханов говорил, что эти деньги шли на мойку машины, ГСМ, а также они с напарниками отдавали общие долги.

В суде все трое настаивали на том, что совершили мошенничество, а не брали взятки, поскольку обманывали водителей, и просили суд учесть наличие у них малолетних детей, больных родственников и не лишать их свободы.

К слову, потерпевшие и свидетели тоже просили суд не лишать патрульных свободы, но резонно заметили, что “сотрудники обнаг­лели”.

Суд №2 Усть-Каменогорска все же упрятал обнаглевших полицейских за решетку. Всех троих признали виновными в получении взяток и совершении мошенничества. В частности, действия Лукина и Саханова квалифицировали по пунктам 2, 4 части 3 статьи 366, пунктам 2, 4 части 3 статьи 190 Уголовного кодекса, действия Кенжебаева - по пункту 2 части 3 статьи 366, пункту 2 части 3 статьи 190.

Лукину и Саханову назначили по семь с половиной лет лишения свободы, Кенжебаеву - 7 лет лишения свободы. Кроме того, всех троих лишили званий.

Приговор был обжалован, но остался без изменений.

Кстати, в апелляционной жалобе Кенжебаев просил учесть, что он был образцовым сотрудником полиции…

Елена СУПРУНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть