8941

Карьерная история

Суд над заместителем акима Костанайского района Рустамом САДЫКОВЫМ близится к завершению. Но чиновник не согласен с коррупционными обвинениями. Защищаясь, он предъявляет суду и обществу скандальные факты и документы

Карьерная история
Рустам Садыков у обрыва карьера и собственной карьеры.

Обвинение считает, что Садыков причинил почти 11-миллионный вред бизнесу Рашида САРСЕКЕНОВА, владельца ТОО “Ремдортехник”. Дело это странноватое. Поначалу в нем речь шла о взятке, затем - о подозрениях в злоупотреблении служебным положением. К концу досудебного расследования обвинение остановилось на создании препон для бизнеса (санкция статьи - от крупного штрафа до пяти лет колонии). Но Садыков не согласен с этим.

Он долго избегал общения с прессой, однако использовал аккаунт в Инстаграме, где излагал свои аргументы, объясняя, что факт его осуждения будет очень удобным для руководителей нескольких государственных и коммерческих структур.

Сыр-бор разгорелся еще в мае прошлого года, а причиной его стало Сафроновское месторождение песка. Оно находится буквально в нескольких десятках метров от жилых домов на окраине поселка Заречного. Добывать там строительный песок и вознамерилось предприятие “Ремдортехник”. Об этом его руководитель сообщил в акимат, попросив предоставить в аренду землю на территории Сафроновского на 48 лет.

- Я, как председатель земельной комиссии, имел непосредственное отношение к рассмотрению вопроса, - поясняет Садыков. - Выяснилось, что лицензия у предприятия Сарсекенова оформлена совсем на другой срок - трехлетний. Конечно, ему отказали.

Спустя несколько дней “Ремдортехник” делает новую попытку и просит землю в аренду уже на три года. Однако при дальнейшем рассмотрении возникла новая проблема: оказалось, что часть земли Сафроновского месторождения располагается… в защитной зоне сибиреязвенного захоронения!

Такой поворот событий стал сюрпризом для всех. Тем более что в той же зоне расположены и жилая часть поселка Заречного, и различные производственные сооружения, построенные 10-15 лет назад. Запретная зона была установлена здесь недавно, в 2017 году, на основании архивных ветеринарных записей. Считается, что примерно 60 лет назад в этих местах от сибирской язвы пало несколько голов крупного и мелкого рогатого скота. Точное место гибели животных неизвестно, однако власти, установив его на глазок, определили защитную территорию в радиусе километра.

Когда ответственные лица в составе представителей “Ремдортехника” и акимата Костанайского района провели измерения, то оказалось, что земли, которые хотел заполучить бизнесмен Сарсекенов, начинаются в 885 метрах от предполагаемого эпицентра заражения, то есть в запретной зоне.

Тем не менее комиссия составила рекомендации акиму района о положительном решении вопроса с условием, что территория арендуемого участка должна быть уменьшена с учетом границ защитной зоны. Но буквально через несколько дней при отсутствии разрешительных документов на Сафроновском закипела работа, загрохотала тяжелая техника. Понятно, что из-за этого начались народные волнения.

- Мы очень возмутились, - вспоминает местный житель Игорь ЗУЕВ, чей дом находится в нескольких десятках метров от песочного карьера. - Как это так? Нам, чтобы электроопору установить или провести газопровод с водопроводом, нельзя землю ковырнуть, а тут люди ее роют как хотят!

Игорь Зуев считает себя и своих соседей обманутыми.

После того как в акимат улетела коллективная жалоба, рекомендация земельного комитета о предоставлении участка в аренду была отозвана. Конечно, возмущение тобыльцев понять легко. Если водой и электричеством местные жители успели и сумели себя обеспечить, то с газопроводом повезло далеко не всем. А тут подвернулся случай решить проблему. Путем громких скандалов и трудных переговоров стороны пришли к компромиссу.

- Сарсекенов обещал нам отодвинуться подальше от жилья, не пускать на дороги общего пользования свои многотонные грузовики, а главное, оплатить расходы по монтажу газопровода в наши дома, - рассказывает Майя КЕМПИРОВА. - Нашелся подрядчик. Он просчитал стоимость работ и материалов, сделал нам скидку. Вышло 10 млн 800 тысяч тенге. В акимате обо всем этом знали.

Майя Кемпирова устала от пустых обещаний.

В суде эта история была представлена с нескольких точек зрения. Бизнесмен Сарсекенов утверждает: замакима Садыков вынуждал его потратиться на проведение газопровода: мол, это и было условием выдачи разрешительных документов. Садыков парировал: выдачей разрешений на разработку райакимат не занимается, он может только решать вопрос выделения земли.

- На совещании с руководителями отделов ЖКХ, строительства, земельных отношений, архитектуры и градостроительства, с акимом округа и представителем газовой службы я сообщил: есть спонсор, который может провести газовую трубу в дома в зоне сибиреязвенного захоронения. Тем более что на другой улице ветка газопровода уже проложена. Мне сказали: раз делалось это за счет жильцов, то пусть и сейчас будет так же.

Житель негазифицированной улицы Игорь Зуев утверждает, что секрета из этой ситуации никто не делал:

- Мы договорились, что требуемую сумму директор “Ремдортехника” Рашид Сарсекенов передаст в нашем присутствии подрядчику - директору ТОО Gas Qurylys Андрею СИДОРЕНКО - и тот сразу приступит к работе. Мы хотели быть свидетелями момента передачи денег, чтобы они никуда не ушли. А вышло как? Сарсекенов накануне вечером позвонил Сидоренко и сказал, что срочно улетает в другой город, поэтому хочет передать деньги немедленно. Нам ничего не сказал, а тот согласился. Но как только получил сумму, его хлопнули антикоровцы. А мы-то не знаем ничего, собрались на церемонию передачи, ждем…

На самом ли деле у руководителя “Ремдортехника” возникла срочная надобность в отъезде, не известно. Результат тех событий таков: чиновники привлечены к ответу, тобыльцы остались без газопровода, а компания Сарсекенова получила разрешение на аренду земли Сафроновского месторождения.

Но тут возникла новая проблема. Насколько законно был выдан этот документ в принципе? Адвокат Лимара СЕРГАЗИНА считает, что незаконно.

- Компания “Ремдортехник” получила лицензию с размерами территории участка, - заявила в суде Сергазина, - но расстояние участка от сибиреязвенного захоронения составляет по факту менее километра. То есть лицензия выдана в противоречие нормам закона, а работы по добыче песка, начатые данной организацией вблизи населенного пункта, приведут к нарушению почвенного слоя.

Подсудимый Садыков говорит и о других документах. Например, о заключении комплексной экспертизы проекта разработки месторождения, в котором указано: песок будет добываться в 500 метрах от населенного пункта.

- По факту, и мы это видим из земельной схемы, - утверждает Рустам Садыков, - место разработки расположено всего в 180 метрах от жилья. Как можно закрывать на это глаза? Или получается, что добывать песок в санитарно-защитной зоне можно, а обеспечить нормальную жизнь людям, снабдив их газопроводом, нельзя?

Безусловно, у каждой стороны в этой истории своя правда. Замакима Костанайского района Садыков заявляет, что мотива и умысла совершить преступление у него не было. Бизнесмен Сарсекенов утверждает, что такая забота о нуждах селян нанесла ему крупный ущерб, а свою социальную ответственность он вынужден был проявить, попав в зависимое положение от чиновника. Гособвинение считает, что Садыков имел целью “незаконное вмешательство в деятельность коммерческой организации, причинившее существенный вред”, да и вообще не может взять в толк, почему чиновник, вместо того чтобы оперативно переправить заявление бизнесмена в вышестоящие инстанции, затянул решение вопроса и стал заниматься чужими проблемами...

Суд по уголовному делу Садыкова близится к концу. Интерес к нему в Костанайской области большой и регулярно подогревается новыми фактами. Например, такими, как онлайн-заявление чиновника в Инстаграме о незаконности выдачи лицензии компании Сарсекенова. Реакция руководства облуправления природоохранных ресурсов на прозвучавшие в сети слова была настолько бурной, что привела Рустама Садыкова в новый суд, теперь уже гражданский, в котором он отбивается от обвинений в распространении порочащих сведений и клеветнических высказываниях.

Попробовал чиновник улучшить жизнь населения - теперь поплатится карьерой (это еще в лучшем случае).

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанайская область

Поделиться
Класснуть