19671

Тимур и его команды

Кто довёл Tengri Bank до ручки?

Тимур и его команды

В конце 2020 года в Казахстане стало на один банк меньше - специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес решение о принудительной ликвидации Tengri Bank. И действительно, в последние месяцы у финансовой организации возникли серьезные трудности: ее неоднократно привлекали к административной ответственности, а предписания Национального банка не исполнялись. Вскоре стало известно о еще одной проб­леме - двух топ-менеджеров банка арестовали по подозрению в хищениях на несколько миллиардов тенге. Одним словом, на первый взгляд в Tengri Bank собрались не просто слабые, но еще и нечистые на руку руководители. Однако если вникнуть в ситуацию и ознакомиться с рядом документов, то становится очевидно: банк стал жертвой войны между акционерами, причем одному из совладельцев удалось выйти победителем из этой схватки. Он не только освободился от всех ранее взятых на себя обязательств, но и получил деньги и даже два новеньких автомобиля класса люкс!

Tengri Bank для большинства казахстанцев появился на рынке довольно неожиданно в 2016 году. Мало кто знает, что с 2010 года он действовал под вывеской “дочки” индийского Panjab National Bank, а лицензию получил еще в 1992-м как Данабанк. Бренд Tengri плотно ассоциировался с именем бизнесмена Тимура КУАНЫШЕВА, главой корпорации BATT. Широкую известность он приобрел в 2011 году, когда неожиданно выяснилось, что семью обычного казахстанского предпринимателя, даже не олигарха, пригласили на свадьбу самого принца Уильяма и Кейт МИДДЛТОН. По данным газеты “Экспресс-К”, сообщившей об этом историческом событии, Куанышева якобы лично позвал на праздник принц Чарльз, сын действующей британской королевы Елизаветы. Никого больше из Казахстана не позвал, только Тимура Оразбековича. Даже обидно.

Тимур Куанышев с британскими друзьями.

При этом в Tengri Bank Куанышев был не единственным казахстанцем, еще одним крупным акционером стал известный банкир Ержан ШАЙКЕНОВ. Через аффилированных людей и компании они приобрели крупный пакет акций. Логичный вопрос: для чего индусам нужны были местные партнеры? А все очень просто. В 2014 году Национальный банк Казахстана объявил, что у всех банков второго уровня должен быть увеличен минимальный размер собственного капитала. Эта цифра составила 30 миллиардов тенге. Поэтому перед иностранцами стоял выбор: либо доложить в кассу еще 18 миллиардов, либо искать инвестора. Они решили пойти по второму пути.

После того как денег в банке стало больше, сменилась не только вывеска, но и руководство. Тимур Куанышев стал председателем совета директоров, а Ержан Шайкенов - председателем правления. Именно этот период можно назвать расцветом Tengri Bank: увеличивался собственный капитал, росли депозиты простых граждан и крупных компаний, соответственно, и кредитов выдавали все больше. Менялся и состав акционеров - например, в него вошли компании, зарегистрированные в Объединенных Арабских Эмиратах.

Но мало кто знает, что при этом между казахстанскими партнерами росло недопонимание. И вот в один прекрасный день, 4 июня 2019 года, Тимур Куанышев обратился в Генеральную прокуратуру с заявлением, требуя… привлечь к уголовной ответственности Ержана Шайкенова, а также двух топ-менеджеров банка - Мухтара БЕККАЛИ и Бахтияра ИЛЬЯСОВА. Куанышев заявил, что был обманут Шайкеновым: дескать, тот взял у его жены 10 процентов акций, но не рассчитался. А еще Нацбанк выявил множество нарушений в работе предприятия, в том числе появилось требование о создании дополнительных провизий на 53 миллиарда. Более того, Тимур Оразбекович обиделся, что в мае 2019 года его исключили из совета директоров банка. Общий ущерб от деятельности партнера Куанышев оценил в 17 миллиардов тенге.

Генеральная прокуратура поручила правоохранительным органам проверить, насколько обоснованно заявление акционера, и спустя ровно два месяца уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Проще говоря, в действиях Шайкенова, Ильясова и Беккали не нашлось ничего противозаконного. Но с одной оговоркой - в постановлении о прекращении дела указано некое соглашение о порядке урегулирования конфликта, заключенное Куанышевым и Шайкеновым. И этот документ есть в распоряжении редакции.

Бумага очень любопытная и составлена исключительно в интересах “стороны-1” - Тимура Куанышева. “Сторона-2”, то есть Ержан Шайкенов, взяла на себя ряд обязательств, в том числе:

- передать “стороне-1” свыше 9 процентов акций за 100 тенге;

- погасить кредиты ряда компаний и физлиц на 10 миллионов долларов;

- вернуть Тимура Куанышева в совет директоров и восстановить его в должности председателя;

- восстановить на работе советника Куанышева Айнагуль АЛИМОВУ;

- передать “стороне-1” автомобили “мерседес” и “рендж ровер”;

- передать “стороне-1” миллион долларов в качестве морального ущерба.

Есть в соглашении и другие условия, касающиеся слияния с Capital Bank, которое так и не состоялось. Но все же главный момент - это явное доминирование акционера Куанышева, заставлявшего своего партнера выполнить его условия и потратить очень большие деньги на его личные нужды и погашение кредитов. А чьи же кредиты согласился закрыть Шайкенов?

Часть займов оформлена на физлиц, например того же советника председателя совета директор Алимову. Ее долг перед банком на 1 июля 2019 года составлял 415 тысяч долларов. При этом кредит оформили без залога!

Еще один должник банка - некий Алишер АБДУКАЮМОВ, чей кредит составил 724 тысячи долларов. В открытых источниках указано, что он может быть связан с несколькими юрлицами, но, по слухам, Абдукаюмов то ли помощник, то ли водитель Тимура Куанышева. Также соглашение предусматривает полное списание кредита Сании ЖАКУПОВОЙ в размере 822 миллионов тенге. Сания Каримовна, чтобы было понятно, еще один акционер банка, чьи интересы отстаивает Куанышев.

Остальные кредиты, которые переложили на шею Ержана Шайкенова, выданы юрлицам. Но вот что интересно: в качестве залогов эти компании предоставили дома в элитном алматинском микрорайоне “Ерменсай”. А принадлежит недвижимость Бану ЖУМАБЕКОВОЙ (мама Тимура Куанышева) и Талгату КУАНЫШЕВУ (брат “стороны-1”).

Таким образом, становится ясно, что если не все, то, по крайней мере, значительная часть кредитов была получена близкими людьми Тимура Куанышева, но почему-то закрыть их должен другой акционер - Ержан Шайкенов. А как только тот согласился на эти условия, уголовное дело в отношении его было прекращено.

Несмотря на то что конфликт между совладельцами оказался вроде урегулирован, в начале 2020 года у Tengri Bank начались проблемы с исполнением обязательств, посыпались жалобы со стороны клиентов. Именно в это время в интернете появилась запись совещания, которое проводила некая Айнагуль Аманжоловна, по всей видимости, та самая Айнагуль Алимова, на которую был оформлен огромный беззалоговый кредит, вернувшаяся на должность советника председателя совета директора в рамках подписанного соглашения. И вот Айнагуль Аманжоловна учит персонал, как надо разговаривать с клиентами: говорите, что, мол, карантин, коронавирус, есть проблемы, но нам помогут. То есть в Tengri Bank учили обманывать тех, кто доверил банку свои накопления, но не мог получить деньги обратно, о чем наша газета уже писала (см. “Банковская тайна”, “Время” от 27.4.2020 г.).

И вот когда банк столкнулся с большими трудностями, между Тимуром Куанышевым и Ержаном Шайкеновым было заключено еще одно соглашение. В 2019 году Тимур Оразбекович потребовал передать ему более 9 процентов акций за 100 тенге, а в 2020-м решил вернуть их обратно, по крайней мере, это следует из текста документа.

Но самый любопытный кусок соглашения №2 касается задолженности “стороны-1”, то есть Тимура Куанышева. В списке 15 кредитов, а общая сумма долга около 12 миллиардов тенге! При этом Куанышев берет на себя обязательства заменить залоги и учредителей в компаниях, чтобы не ухудшить положение банка.

После подписания второго соглашения в банке вновь сменилось руководство, начался процесс возврата кредитов, возобновились выплаты по депозитам, как вдруг случилась принудительная ликвидация - и Tengri Bank приказал долго жить.

После этого правоохранительные органы заинтересовались, кто именно загнал Tengri Bank в тупик. Именно так случилось с RBK Bank - тщательное расследование спецпрокуратуры и КНБ установило, что трудности банка возникли из-за хищений десятков миллионов долларов, выданных в виде кредитов компаниям, связанным с Жомартом ЕРТАЕВЫМ и другими лицами.

По всей видимости, в деле Tengri Bank кто-то решил сыграть на опережение, поэтому и появилось заявление о хищении пяти с лишним миллиардов - якобы эти деньги выданы в виде невозвратного кредита конкретными людьми, занимавшими высокие должности. И тут возникает резонный вопрос: будет ли следственная группа искать конечного бенефициара подозрительных кредитов или ограничится теми, на кого написано заявление?

Создается впечатление, что пока органы движутся строго по проложенному в заявлении маршруту. Но ведь задача любого расследования объективно во всем разобраться и найти настоящих виновных. Поэтому самый оптимальный вариант - забрать дело у Службы экономических расследований и передать тем, кто уже зарекомендовал себя в истории Жомарта Ертаева. Спецпрокуратура и КНБ уже доказали, что способны спокойно и без лишнего шума во всем разобраться.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть