16243

Проверка по сигналу

В КазженПУ обнаружили нарушения на 700 с лишним миллионов тенге, а также выявили пропажу участка земли площадью девять гектаров

Проверка по сигналу

Новый скандал разгорается в сфере образования. На этот раз выяснилось, что руководители Казахского национального женского педагогического университета проглядели момент, когда у них из-под носа ушел огромный кусок земли в ближайшем пригороде Алматы! Сейчас на этом участке активно строятся дома, хотя по документам он принадлежит вузу. А может, и не принадлежит - из-за бардака в документации так и не удалось установить, почему актив университета вдруг превратился в пассив, при этом учебное заведение продолжает исправно платить за него налоги. Эти и другие нарушения выявлены внутренним аудитом Министерства образования и науки.

Шум вокруг некоммерческого акционерного общества поднялся минувшей осенью, когда бывший сотрудник КазженПУ Актуйгун ТОКБУЛАТОВ написал жалобу в блог премьер-министра. В своем заявлении он указал на ряд коррупционных преступлений, якобы совершенных первым руководителем вуза Гаухар АЛДАМБЕРГЕНОВОЙ и ее родственниками. После этого на место выехала проверка, подтвердившая ряд нарушений, а затем в вуз направились аудиторы из министерства. К концу 2020 года они завершили работу и выяснили, что не так в хозяйстве университета.

Гаухар АЛДАМБЕРГЕНОВА.

Мы не будем перечислять многочисленные факты, указанные в аудиторском отчете на 152 страницах. Проверка охватила период с 1 января 2018-го по 31 октября 2020 года. По случайному совпадению в этот временной отрезок учебным заведением руководила как раз госпожа Алдамбергенова. За три неполных года через бухгалтерию НАО прошло свыше 17 миллиардов тенге, причем финансирование увеличивалось каждый год. При этом аудиторы установили, что общая сумма нарушений превысила 716 миллионов, из них финансовые нарушения оцениваются в 288 миллионов, из которых почти 40 уже вернулись на счета предприятия. Это оказались деньги, потраченные на продукты питания для столовой. Оставшуюся недостачу либо вернут, либо оспорят.

Например, оказалось, что ректор вуза в конце 2019 года выписала себе премию в 2,6 миллиона тенге. Нужно руководителю отдавать их в кассу или нет, непонятно. Или есть заминка с количеством проректоров - согласно правилам МОН если в вузе обучаются менее шести тысяч студентов, замов у первого руководителя должно быть три, а в КазженПУ их оказалось четверо. Правда, есть оговорка: в 2019 году в университете действительно обучались менее шести тысяч человек, зато в 2020-м - уже более.

Но главные огрехи связаны с управлением актива вуза. Например, университет располагает собственным бассейном, где, по идее, должны заниматься студенты и преподаватели. Но по факту туда же ходят и люди с улицы - инструкторы проводят занятия для коммерческих групп, причем, не стесняясь, размещают объявления о наборе детей и взрослых в соцсетях. Посетители оплачивают абонементы за 10-20 тысяч тенге в месяц, а куда идут эти деньги - большая загадка. Доход у бассейна в 2019-2020 годах составил 2,4 миллиона тенге, а расходы на его содержание превышают 86 миллионов!

Бассейн работает на коммерческой основе.

Еще у вуза есть свой центр красоты “Аружан”, созданный для проведения учебной практики студентов, чтобы девочки осваивали профессии парикмахеров и стилистов. Однако когда проверяющие попытались лично изучить работу салона красоты, оказалось, что помещение закрыто, хотя, по рассказам студенток, там оказывают разные услуги - стригут, делают маникюр и массаж. Опять же, непонятно, куда идут деньги - за три года бюджет университета получил от центра лишь 1,8 миллиона тенге, и это при том, что его содержание обошлось в 34 миллиона.

Аналогичная ситуация и с гостиницей, находящейся на балансе предприятия. Доход за три года составил миллион тенге, а расходы за тот же период - почти 50 миллионов. В то же время вуз снимает квартиры своим преподавателям, хотя мог бы селить их в своем же отеле.

Совершенно непонятная ситуация со столовой, где должны питаться студенты и педагоги, на что вуз выделяет солидное финансирование. Аудит выявил, что в пищеблоке не сходятся дебет с кредитом почти на 40 миллионов, плюс у проверяющих закрались сомнения по поводу работы объекта в период локдауна. Поскольку обучение в 2020 году проходило в основном дистанционно, столовая должна была быть закрыта, но при этом расходы воды все равно оказались значительными. А установить, сколько потреблено электричества, не представляется возможным, поскольку отдельного счетчика на кухне нет.

Еще проверка выявила, что на территории университета функционируют объекты торговли - донерная, магазин по продаже телефонов, летнее кафе и детская игровая площадка при нем. Все они занимают землю, принадлежащую вузу. Более того, учебное заведение оплачивает за них коммунальные услуги! Куда смотрят руководители университета и кому эти организации оплачивают арендную плату - большой вопрос. При этом прокуратура города еще в 2018 году направила в вуз представление о сносе незаконных построек, но почему-то у Гаухар Алдамбергеновой руки до этого так и не дошли.

Но это все цветочки по сравнению с тем, что выявил аудит, изучая объекты недвижимости, находящиеся на балансе КазженПУ. Оказалось, что вуз под руководством Гаухар Туремуратовны без особого рвения проводил инвентаризацию собственного имущества. За тот период, что Алмабергенова рулит университетом, почему-то из активов вуза выбыли пять земельных участков. То есть по документам вузу принадлежат 10 участков, но при проведении инвентаризации осталась ровно половина. Возможно, это связано с неразберихой в бухгалтерии НАО. Или кому-то было выгодно создать ее.

Ну и вишенка на торте - земельный участок площадью 9 га с кадастровым номером 03-047-117-627, вроде бы принадлежащий вузу и расположенный в селе Кыргауылды Карасайского района Алматинской области. Его тоже “забыли” при инвентаризации 2018-2020 годов.

За ярким фасадом кроются нарушения.

Более того, в университете так и не смогли найти оригинал акта на право постоянного пользования земельным участком - якобы его потеряли. Аудиторам предоставили оригинал плана земельного участка, датированный 2000 годом. В 2011-м его приняли на баланс университета, а в 2016 году произвели оценку его стоимости - она составила 95,5 миллиона тенге. Отчет составлен в ТОО “Независимая экспертная оценка” оценщиком Романом РЫЖОВЫМ. Но когда аудиторы внимательно изучили отчет, вы­яснилось, что на снимках земельного участка изображены строения, расположенные на другом земельном участке вуза. То есть кто-то подменил снимки.

Но и это еще не все. Соглас­но данным портала электронного правительства земельный участок с кадастровым номером 03-047-117-627, расположенный в Карасайском районе Алматинской области, но не в селе Кыргауылды, а в селе Кемертоган, не принадлежит КазженПУ, поскольку с 2018 года переоформ­лен на некоего гражданина, предоставившего госорганам договор купли-продажи. Сейчас на этой земле находятся частные дома. Самое же смешное, что университет продолжает оплачивать налог за землю! Кусок площадью 9 гектаров ушел из-под носа, а в вузе об этом как будто и не знают!

Разумеется, это далеко не полный перечень выявленных нарушений, есть еще всякие штуки типа нехватки “остепененных” педагогов, условий обучения и прочего. Но это все меркнет на фоне имущественных вопросов. В вуз уже пришла бумага за подписью министра образования и науки Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, требующего устранить все недочеты, исполнить все рекомендации и наказать виновных. Но при этом глава ведомства почему-то не снимает с должности первого руководителя университета и не отбирает лицензию у учебного заведения, как это было в случае с КазАТК, где выявлено намного меньше нарушений. И в правоохранительные органы почему-то никто не обращается, хотя пропало государственное имущество…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта kazmkpu.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть