Школа мошенничества
Государство профинансировало подрядчика на всю катушку - и получило недостроенные социальные объекты
Взять тендер для некоторых бизнесменов-строителей сродни выигрышу в лотерею. Особенно если речь идет о многомиллионных заказах и знаешь, что чиновники ради отчета об успешном освоении бюджетных средств готовы верить любым обещаниям. Амирбеку САРСЕНБАЕВУ повезло отхватить лот по возведению школы и прокладке инженерных сетей к жилым домам в селе Бетбулак Улытауского района Карагандинской области. Отдел строительства при местном акимате перевел на счета его фирмы свыше 384 миллионов тенге. Но здание так и не распахнуло двери перед сельскими учениками.
Вообще планировалось, что новая школа с котельной, рассчитанная на 80 учащихся, станет своеобразным новогодним подарком для жителей Бетбулака. Летом 2014 года заказчик заключил договор госзакупок с компанией-генподрядчиком, которой руководил Амирбек Сарсенбаев. Ввести готовый объект в эксплуатацию должны были 31 декабря 2015 года. Однако последствия этой “стройки века” дотянулись до наших дней и приобрели ярко выраженные уголовные оттенки.
Интересно, что вскоре, после того как стороны ударили по рукам, предпринимателю достался еще один достаточно жирный кусок от акимата. Официальное описание госзаказа звучит так: “Строительство подводящих сетей инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) и благоустройство 10 одноквартирных трехкомнатных коммунальных жилых домов по улице 20 Лет Независимости Республики Казахстан и 10 одноквартирных трехкомнатных домов по улице Тайжан в селе Улытау”. Позднее были заключены дополнительные соглашения, благодаря которым сроки выполнения работ по обоим объектам сдвинулись до 31 декабря 2016 года. Впрочем, до ума их не довели и после наступления этой даты, потому что бизнесмен Сарсенбаев оказался большим хитрецом. Он не только умудрился надуть сельских госслужащих, но и пытался повесить свои долги на другого предпринимателя.
Хотя, если верить материалам уголовного дела, чиновники и сами были рады обмануться. С их стороны отсутствовал надлежащий контроль за ходом строительства. Вот Сарсенбаев и составил несколько актов выполненных работ, которые в действительности были далеки от завершенного состояния. А тогдашний руководитель отдела строительства Улытауского района Жуматай АЛИАКПАРОВ спокойно их подписал. На основании этих документов бизнесмен и получил те самые 384 миллиона.
- Сарсенбаев уверял, что выполнит все строительные работы по договору. В подтверждение своих слов неоднократно писал гарантийные письма. Тогда для освоения бюджетных средств были перечислены денежные средства в полном объеме. Считаю, что он обманным путем похитил бюджетные деньги, - оправдывался в показаниях Алиакпаров.
Однако перевод стрелок чиновнику не помог. Полтора года назад он загремел за злоупотребление должностными полномочиями. Проставление своих автографов в фиктивных актах выполненных работ обошлось ему достаточно дорого. В тюрьму его не упекли только потому, что он пошел на сделку с прокуратурой о признании вины. Тем не менее Жуматая Максутовича приговорили к трем с половиной годам ограничения свободы и лишили права работать на госслужбе.
- После перевода денег Сарсенбаев на мои звонки не отвечал. Когда мне было плохо и осудили, каких-либо вестей не подавал. Если не обманывал, то зачем избегал? - с обидой говорил теперь уже бывший чиновник Алиакпаров.
На тот момент Амирбек Сарсенбаев начал сторониться не только сотрудников акимата, но и субподрядчика, который непосредственно занимался стройкой. Тот тоже излишне верил бизнесмену, поэтому даже залез в долги, чтобы хоть что-то построить. По его словам, всего от ушлого генподрядчика он получил 171 миллион, а объем выполненных работ превышал эту сумму.
- Почти два года работали бесплатно. Думали, Сарсенбаев оплатит, куда денется. Занимали деньги. Хотели завершить строительство школы. Однако средств не хватало. Если бы Сарсенбаев платил деньги своевременно, то строительство завершили бы вовремя. При этом он при любом раскладе имел бы доход 35-40 миллионов тенге. Вообще, как деньги перечислили, он исчез. За ним ходили, искали. Он просто мошенник, - сетовал субподрядчик.
Но, по всей видимости, десятки миллионов генподрядчику показались не вполне лакомой наградой, потому что махинации принесли ему гораздо больше - 113 миллионов 746 тысяч тенге! Такую сумму в своем заключении насчитали аудиторы ревизионной комиссии, которые исследовали объемы невыполненных работ по двум объектам. Она-то и досталась в долговое наследство человеку, которому Амирбек Сарсенбаев продал свою фирму за 10 тысяч долларов.
При заключении сделки купли-продажи приобретатель и не догадывался, какой хвост проблем она потащит за собой. Из-за неисполнения обязательств ТОО не могло участвовать в госзакупках. А его прежний владелец хоть и обещал все уладить, на прямой контакт с покупателем не выходил. Говорил, что будто бы мотается по командировкам в Пакистан, Афганистан и Атырау.
- Сарсенбаев обманул, хотел все долги повесить на меня. Вернуть фирму себе он отказался, поэтому пришлось отменять сделку по решению суда, - вспоминал еще один обманутый горе-строителем предприниматель.
А что же считает сам герой госзакупочной аферы? Свою вину он признал лишь частично, заявив, что школу и инженерные коммуникации ему не дали достроить из-за… ареста. По его мнению, он допустил всего лишь халатность, а вовсе не мошенничество. Улытауский райсуд не согласился с доводами подсудимого о неправильной квалификации преступления. По итогу разбирательств Амирбека Сарсенбаева приговорили к пяти годам лишения свободы за мошенничество. Вердикт ему не понравился, поэтому он обратился с апелляцией в областной суд.
Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда