Семейные ценности
Почему Фемида так благосклонна к осуждённому за хищения топ-менеджеру “КазМунайГаза” и его родственникам?
На прошлой неделе наша газета рассказала своим читателям об уникальном способе погашения ущерба, превышающего 2 миллиона долларов. Два топ-менеджера ТОО “Компания “Мунай-Экология” и управляющий директор АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” Серик БАЙМУХАНБЕТОВ были признаны виновными в растрате чужого вверенного имущества. Как установило следствие, подрядчик получил двойную оплату за очистку от нефти одного и того же участка земли, в результате чего заказчик потерял свыше двух миллионов долларов, что на тот момент равнялось 335 миллионам тенге с копейками. Еще во время расследования ТОО “Компания “Мунай-Экология” вернуло на счета АО “РД КМГ” ровно такую же сумму, в связи с чем в Верховном суде приняли решение, что всем троим подсудимым можно снизить наказание. А после этого ТОО “Компания “Мунай-Экология” через суд… вернуло себе те же 335 миллионов (см. “Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги”, “Время” от 2.6.2020 г.).
Главенствующую роль в этой истории сыграл тот самый Серик Баймуханбетов. Он не только отвечал за проведение тендера, благодаря которому случилась растрата миллионов, но и был совладельцем той самой компании “Мунай-Экология”, свою долю который подарил племяннику, когда устроился в “Разведку Добычу “КазМунайГаз”. Суд сначала отмерил ему восемь лет лишения свободы, потом срок был снижен до пяти лет. Но фактически он не отбыл даже этого наказания, освободившись условно-досрочно. Поэтому у нас сложилось мнение, что Фемида к Серику Баймуханбетову весьма благосклонна. По всей видимости, это распространяется и на членов его семьи. По крайней мере, такое впечатление возникает при изучении банального, в общем-то, спора по поводу проведения собрания в одном ТОО.
Как выяснилось, еще летом прошлого года дочь Серика Баймуханбетова Айбопе, будучи совладельцем одной из компаний, подала иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы, требуя признать недействительными решения двух общих собраний участников товарищества, состоявшихся 20 ноября 2017 года и 30 марта 2018-го. Именно на этих встречах совладельцы компании договорились продать товарные знаки, поменять название организации на “Моден БС”, а также сменить генерального директора.
Подобных разбирательств в судах очень много, и в большинстве случаев судьи стараются рассматривать их максимально нейтрально. Но председательствующая по этому делу Алма МУХАМЕДЬЯРОВА вступила в процесс по-своему. Например, 22 августа 2019 года она отказала в ходатайстве истца об обеспечении иска, то есть сочла, что нет необходимости запрещать какие-либо действия с товарными знаками, ранее принадлежавшими фирме. Однако уже 26 августа, то есть спустя четыре дня, госпожа Мухамедьярова передумала и вынесла определение об удовлетворении этого ходатайства. Что случилось за этот короткий срок, вряд ли кто-то скажет, но суд развернулся на 180 градусов. При этом судья наложила запрет на создание, внедрение, регистрацию и использование вообще любых товарных знаков компании TVCommerce, купившей бренд. Изначально Айбопе Баймуханбетова подала иск и на покупателя торговых марок, но, после того как судья Мухамедьярова наложила ограничения, иск в адрес TVCommerce был отозван и это юрлицо перестало быть стороной в деле. Но запреты остались в силе! При этом подобные действия судьи шли вразрез с действующим Предпринимательским кодексом, гарантирующим свободу предпринимательской деятельности.
Также довольно странным выглядело заявление судьи, что ей необходимо завершить рассмотрение спора до 29 августа, поскольку 2 сентября она должна была выйти в отпуск, а передать дело кому-то из коллег не имеет права. Из-за этого ей даже пытались дать отвод.
И еще один важный момент: принимая иск к производству, суд признал, что требования носят неимущественный характер, соответственно, Айбопе Баймуханбетова не должна платить госпошлину. Однако одно из решений, принятое на оспариваемом общем собрании, касалось договора купли-продажи товарных знаков. При этом была отражена и стоимость бренда - свыше 16 миллионов тенге, соответственно, в основе спора стоял материальный вопрос. Но госпожа Мухамедьярова сочла, что суть разбирательства - законность проведения собраний.
При этом истица упирала на тот факт, что ее не известили надлежащим образом о встрече соучредителей, соответственно, решения собраний надо отменить. Другие совладельцы компании указывали, что высылали ей письменные приглашения на домашний адрес. Более того, в суде были продемонстрированы почтовые конверты, которые вскрыли в присутствии Алмы Мухамедьяровой, и судья своими глазами увидела, что действительно приглашение на собрание было отправлено заранее, но поскольку Айбопе Баймуханбетовой дома не оказалось, письма вернулись отправителю. Согласно заключению специалиста, письма действительно были написаны в указанные сроки.
Однако суд указал, что приглашать соучредителя на собрания можно не только письменно, но и посредством газеты “Вечерний Алматы”, поскольку так указано в уставе предприятия. Хотя ответчики не обязаны публиковать объявление в печатном издании, а могут лишь прибегнуть к этой опции. При этом удалось выяснить, что дочь Серика Баймуханбетова в те дни вообще находилась за границей. Как бы она прочла “Вечерку”, будучи в Лондоне, Дубае или Нью-Йорке?.. Разве там эта газета продается?
В общем, сомнений набралось множество, но Алма Мухамедьярова встала на сторону Баймуханбетовой и полностью удовлетворила все ее требования. Причем сделала это, как и обещала, до 29 августа. Уложилась в график.
У ответчиков были определенные надежды на апелляционную инстанцию горсуда Алматы. Но и там жалоба была отклонена. Наверное, нужно порадоваться, что обошлось всего лишь отменой решений, принятых на двух собраниях. А то ведь могли еще те самые 335 миллионов заставить выплачивать.
Ну а если серьезно, то все эти факты заставляют задуматься. Честно говоря, чем больше мы пишем о странных судебных решениях, тем сильнее ощущение, что некоторые служители Фемиды напрочь забыли о существовании статьи 418 Уголовного кодекса “вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта”. За данное преступление уже получили сроки несколько судей. А самый яркий случай связан с Кульпаш УТЕМИСОВОЙ, отпустившей на свободу одиозного бизнесмена Александра СУТЯГИНСКОГО, ранее признанного виновным в организации заказного убийства и получившего 12 лет лишения свободы.
Госпожа Утемисова рассматривала это дело в апелляционной инстанции и даже плакала на заседаниях, жалуясь, что ей не дают объективно во всем разобраться. В итоге она решила, что раз преступление было сымитировано и жертва Сутягинского - его бизнес-партнер Михаил ГАРКУШКИН - жив и здоров, душегубу достаточно назначить условный срок. Сутягинский только этого и ждал и сразу после освобождения скрылся в неизвестном направлении. Случилось это еще в 2013 году, и с тех пор Александр Александрович находится в международном розыске, а Кульпаш Утемисова получила 4,5 года колонии.
И если антикоррупционная служба в рамках профилактики водит чиновников по следственным изоляторам, чтобы они видели, где могут оказаться после получения взятки, то судьям неплохо бы освежить память и вспоминать почаще свою коллегу Утемисову. Может, снять специальный ролик и крутить в залах ожидания или на съездах Союза судей фотографию на экран выводить? А рядом - портреты других судей, также получивших сроки за разные преступления в последние годы: Андрея ШТЕЙНКЕ (“мошенничество”, 3,5 года лишения свободы), Бекета БАТЫРХАНОВА (“взятка”, 4 года лишения свободы), Алтынбека БАЯНОВА (“взятка”, 4 года лишения свободы) и других. Чтобы помнили.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы