17914

Защита в луже

Адвокаты бывшего председателя ЕНПФ Руслана Ерденаева обвиняются в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки, им грозит до 15 лет заключения

Защита в луже

Известный алматинский адвокат Александр БЛОК в среду, 20 мая, исполнит в судебном процессе роль не защитника, а подсудимого. Такая же участь ожидает другого члена Алматинской городской коллегии адвокатов Гульнар СМАГУЛ. Оба юриста ранее представляли интересы экс-руководителя Единого накопительного пенсионного фонда Руслана Ерденаева. Согласно обвинительному акту Блок и Смагул получили от родственников своего доверителя 150 тысяч долларов, чтобы передать их сотрудникам КНБ, проводившим расследование. Якобы за эти деньги уголовное дело в отношении бывшего председателя ЕНПФ должны были прекратить, однако в итоге Ерденаева приговорили к 12 годам лишения свободы. И вот спустя два года на скамье подсудимых оказались его адвокаты. По версии следствия, деньги они так и не вернули.

Александр БЛОК.

Вся эта история завертелась в конце 2016 года, когда Комитет национальной безопасности заподозрил, что председатель ЕНПФ Руслан Ерденаев может быть причастен к хищению средств фонда. Пять миллиардов тенге Единый накопительный фонд вложил в ценные бумаги ТОО “Бузгул Аурум”, которому принадлежало месторождение золота. Согласно материалам уголовного дела облигации этой фирмы приобрел ЕНПФ, поскольку Ерденаев и другие сотрудники фонда были лично в этом заинтересованы, получив крупную взятку.

Интересы Руслана Сериковича поначалу представляла адвокат Гульнар Смагул, а позже она подключила к этому делу своего старшего товарища Александра Блока, с которым они часто работали в паре.

Гульнар СМАГУЛ.

В последних числах декабря 2016 года Ерденаев оказался в следственном изоляторе, а уже в январе 2017-го Смагул и Блок начали убеждать супругу экс-председателя ЕНПФ Елену ЛИ, что смогут договориться со следствием об изменении меры пресечения, переквалификации обвинения и прекращении уголовного дела. За все про все они попросили 200 тысяч долларов. Деньги якобы предназначались не адвокатам, а руководству ДКНБ Алматы.

Жена финансиста посоветовалась с его дядей Ерденом ЕРДЕНАЕВЫМ, и они согласились заплатить половину запрошенной суммы, то есть 100 тысяч долларов. В феврале Елена приготовила 87 тысяч. Эти деньги, согласно ее заявлению, она отдала Смагул прямо в адвокатской конторе. Спустя какое-то время адвокат передала Ли, что в ДКНБ якобы очень недовольны тем, что получили не всю сумму целиком, поэтому через пару дней Елена донесла еще 13 тысяч долларов.

Как указано в обвинительном акте, в марте того же 2017 года Елену Ли начал обрабатывать уже сам Александр Блок. Он заявил, что 100 тысяч долларов прошли мимо следователя ЩЕРБАКОВА и теперь нужно занести ему отдельно 50 тысяч. Супруга Руслана Ерденаева была вынуждена согласиться и привезла деньги в адвокатскую контору.

Время шло, но никаких изменений в расследовании не происходило, даже меру пресечения бывшему председателю ЕНПФ не поменяли. В результате он и его семья сменили защитников, заодно попросив их вернуть 150 тысяч долларов. Итог известен: бывшему руководителю пенсионного фонда дали 12 лет, остальные фигуранты этого дела тоже получили разные сроки. При этом супруги Ли и Ерденаев написали жалобу на Блок и Смагул. Рассмотрев ее, Алматинская городская коллегия адвокатов решила ограничиться лишь строгими выговорами, после чего родственники осужденного Ерденаева обратились с заявлением в органы.

Как выяснилось в ходе расследования, которое провели алматинские борцы с коррупцией, жена экс-председателя ЕНПФ не просто передавала деньги адвокатам, но еще и фиксировала на диктофон все разговоры. Хотя эти записи не санкционированы следствием, их тоже признали вещественными доказательствами, а экспертизы показали, что голоса на них принадлежат Блоку и Смагул. А еще антикоррупционная служба направляла Ердена Ерденаева на переговоры с Гульнар Смагул, где они обсудили возврат денег. И запись этой встречи уже была санк­ционирована.

Расследование продолжалось не один год, и вот в минувшем апреле материалы поступили в специализированный межрайонный суд по уголовным делам. Почему именно туда? Дело в том, что подстрекательство к даче взятки считается особо тяжким преступлением, за которое можно получить от 10 до 15 лет лишения свободы.

На предварительном заседании Блок и Смагул подали ходатайства, попросив признать недопустимыми ряд вещественных доказательств, в том числе 69 записей, сделанных Еленой Ли на диктофон, а также заключения экспертов. В ответ потерпевшая сторона потребовала заключить подсудимых под стражу. Одним словом, этот уникальный процесс обещает быть горячим.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайтов kursiv.kz, informburo.kz и с личной страницы Гульнар СМАГУЛ в Фейсбуке, Алматы

Вместо P.S. Корреспондент “Времени” обратился за комментариями ко всем сторонам этого судебного разбирательства. Адвокат Александр Блок объяснил, что находится под подпиской о неразглашении, его коллега Гульнар Смагул не ответила на сообщение в Фейсбуке, а представляющий интересы потерпевших Жексенбай АБДУЛОВ заявил, что вынужден отказаться, поскольку его слова могут быть истолкованы как попытка оказать давление на суд.

Поделиться
Класснуть