Ремонт эфемерный, наказание - реальное
Чтобы собирать с потребителей деньги по завышенному тарифу, балхашский коммунальщик провел воображаемый ремонт труб.
Директор коммунального государственного предприятия “Балхаш Су” Талгат ЕЖИБАЕВ попал на скамью подсудимых по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, он подписал акт выполненных работ по ремонту распределительных сетей на сумму 130 миллионов тенге, которого в действительности не было. Это позволило предприятию исполнить тарифную смету. А заодно причинило ущерб потребителям на сумму 123 миллиона 501 тысяча 390 тенге.
Согласно закону “О естественных монополиях” тариф должен возмещать затраты по предоставлению регулируемой услуги и обеспечивать прибыль, направляемую на развитие и эффективное функционирование предприятия - ремонт, обслуживание сетей, выплату зарплат сотрудникам. А чтобы у естественных монополистов не слишком разыгрывался аппетит, их заявки внимательно изучают в уполномоченном органе. После чего и устанавливается тариф, в котором учитываются интересы не только коммунальщиков, но и потребителей.
В материалах дела сказано, что в 2018 году “Балхаш Су” должно было отчитаться перед госорганами об итогах исполнения инвестиционной программы, которая была заложена в стоимость оказываемых местным жителям услуг. Для достижения нужной цифры предприятию не хватало 130 миллионов. Вот его руководитель Талгат Ежибаев и решил подогнать результат на бумаге.
По его указанию подчиненные составили документы о фиктивной замене труб диаметром 160, 200 и 250 миллиметров. Притом кроме этого акта о якобы выполненных работах других подтверждений ремонта не имелось. А когда правда вскрылась, стало ясно, что в течение нескольких месяцев балхашцы переплачивали монополисту деньги за пользование водой.
Пока шло следствие, ущерб потребителям возместили за счет компенсирующего тарифа. По окончании судебных разбирательств суд приговорил Ежибаева к ограничению свободы сроком на три с половиной года с пожизненным лишением права работать на госслужбе. Кроме того, его привлекли к принудительному труду по 100 часов ежегодно в течение срока отбывания наказания.
Напоследок стоит отметить, что Ежибаев вины своей не признал и отказался от дачи показаний в суде, что не лишает его права на обжалование вердикта.
Ирина МОСКОВКА, Караганда