4795

Сделка с дознанием

Карагандинский полицейский превратил службу в бизнес

Сделка с дознанием
Фото: factum.kz

В стране идет широкомасштабная кампания по реформированию системы МВД, призванная превратить полицейских в друзей простых граждан. Тем временем в Караганде начальник отделения дознания Кировского ОП уже успел проявить душевную теплоту к виновнице ДТП, предложив ей закрыть уголовное дело за вознаграждение. Правда, он не рассчитал силу собственной влиятельности.

Летом прошлого года карагандинка сбила на машине другую жительницу города. Пострадавшая попала в больницу с серьезными травмами, а владелица автомобиля получила статус подозреваемой в уголовном деле по части 2 статьи 345 (“нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью”).

По поручению руководства Кировского отдела полиции расследованием инцидента занялся начальник отделения дознания Жансая МУСАБЕКОВ. Он оказался чутким по отношению к чужим неприятностям человеком и решил помочь допустившей правонарушение гражданке. О том, как майор проявил сердечность, свидетельствуют показания автолюбительницы: “…Мусабеков позвонил, вызвал в полицию и сказал, что мне нужен юрист для консультации, что потерпевшая находится в тяжелом состоянии. После сопроводил меня до машины, где познакомил с консультантом Геннадием НАДЫРБЕКОВЫМ, а сам ушел в отдел. Надырбеков сообщил, что для прекращения уголовного дела понадобятся денежные средства, и потребовал шестьсот тысяч тенге, на что я согласилась…”

Спустя несколько дней совершившая ДТП женщина взяла кредит в банке и пришла к отделу полиции на встречу с помогайками. По ее словам, юрист попросил присесть в его машину, а страж правопорядка остался стоять рядом на улице. В салоне авто подозреваемая передала консультанту половину требуемой суммы, а остаток пообещала доплатить после достижения нужного результата. Вторая сторона сделки согласилась на эти условия. При этом Надырбеков пояснил, что триста тысяч берет себе за услуги, а другую часть через него получит Мусабеков.

В октябре прошлого года, когда минуло более месяца после заключения договоренностей, юрист связался с клиенткой и сообщил ей радостную новость о том, что у следствия больше не имеется к ней претензий. Чуть позже они встретились у расположенного неподалеку от Кировского ОП супермаркета, где Надырбеков продемонстрировал ей постановление о прекращении уголовного дела. Карагандинка расписалась в нем и тут же в ближайшем банкомате сняла триста тысяч тенге, которые передала ему.

Однако примерно через две недели после жалобы пострадавшей в аварии женщины и вмешательства прокуратуры было назначено новое расследование, но теперь все материалы передали в Михайловский отдел полиции. Вследствие чего юрист Надырбеков поспешил встретиться с клиенткой и вернуть ей полученный ранее гонорар.

А вот майор Мусабеков возвращать деньги не торопился. Поначалу, конечно, обещал вернуть, однако потом перестал отвечать на телефонные звонки и вообще не показывался на своем рабочем месте. Как выяснилось позже, он быстренько перевелся в один из сельских отделов полиции Карагандинской области. Родственник автолюбительницы даже ездил туда и встречался с начальством прячущегося офицера. Просил посодействовать в возвращении финансовых средств. Однако и эти увещевания не подействовали. Между тем виновница ДТП успела примириться с потерпевшей. Взяла новый кредит в размере миллиона тенге, чтобы загладить причиненные жертве наезда страдания. В связи с чем полиция перестала преследовать ее в уголовном порядке.

В феврале этого года автолюбительница, устав ждать от Жансаи Мусабекова проявления сознательности, отправилась писать заявление в антикоррупционную службу. Через неделю он, словно что-то почувствовав, позвонил и предложил встретиться на парковке у автокомплекса на улице Методической. Там он передал женщине сто тысяч тенге и сообщил, что оставшуюся часть возвратит в конце марта.

И действительно в указанный срок пригласил ее подъехать к одному из городских торговых домов. Едва блюститель правопорядка отдал гражданке еще сто тысяч, как его задержали борцы с коррупцией. В дальнейшем Мусабеков предпочел вести себя покладисто: вину признал и в своем проступке раскаялся. Потому Октябрьский райсуд №3 не стал карать его лишением свободы за получение взятки. В наказание экс-полицейский получил штраф в размере 15 миллионов тенге, а также был лишен офицерского звания и права работать в последующем на госслужбе.

Но на этом история не закончилась. Следом за Мусабековым сотрудники антикоррупционного ведомства решили привлечь к ответственности за посредничество во взяточничестве юриста Надырбекова.

Возникает вопрос: почему дела фигурантов разделили? Уж не для того ли, чтобы получить преюдицию (когда вступивший в законную силу приговор суда или другое решение становится обязательным для граждан, гос­органов и организаций как по установленным обстоятельствам, так и по их правовой оценке. - И. М.)? Проще говоря, следствию уже не нужно напрягаться, доказывая вину другого подозреваемого.

Однако Геннадий Надырбеков решил не сдаваться без боя. По мнению юриста, выраженному в частной жалобе, в приговоре Мусабекову его уже наделили статусом соучастника преступления, в то время как он отрицает свою вину и считает обвинения против себя сфабрикованными. К каким выводам по этому поводу придут служители Фемиды в ходе разбирательств, пока неясно.

Меж тем Октябрьский райсуд №3 параллельно приостановил процесс, где Надырбеков выступает подсудимым по обвинению в посредничестве мздоимству. Причиной стало заявление юриста о том, что в период досудебного расследования один из борцов с коррупцией оказывал на него моральное и психологическое давление. И теперь прокуратуре надлежит проверить, действительно ли Надырбекова пытали или он попросту юлит, чтобы избежать ответственности.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть