А вы право имеете?
Партия Nur Otan намерена через суд взыскать с гражданских активистов 20 миллионов тенге за моральный ущерб.
В начале этого года алматинка Санавар ЗАКИРОВА решила создать политическую партию “Наше право”, однако ее учредительный съезд был сорван: администрация заведения, где планировалось его провести, в последний момент заявила, что это невозможно. Активисты хотели собраться прямо на улице, но власти восприняли это как попытку проведения несанкционированного митинга. После этого Санавар Закирову и ее соратников Марата ТУРЫМБЕТОВА и Альнура ИЛЬЯШЕВА неоднократно приглашали на беседы в госорганы, где настоятельно рекомендовали отказаться от партийной затеи. Активисты усмотрели во всем этом попытку властей не допустить, чтобы у... Nur Otan появился реальный конкурент. Свое возмущение они высказывали в соцсетях, кроме того, вся эта ситуация освещалась в средствах массовой информации.
Эти публикации, а также посты и комментарии в итоге легли в основу искового заявления Nur Otan в суд о защите деловой репутации. Партия просит обязать Альнура Ильяшева, Санавар Закирову и Марата Турымбетова признать изложенные ими сведения не соответствующими действительности и порочащими ее деловую репутацию, опровергнуть их и взыскать с ответчиков 20 миллионов тенге в качестве компенсации морального (репутационного) вреда.
Вчера в Жетысуском райсуде Алматы состоялось предварительное слушание дела, на котором первый заместитель председателя Алматинского городского филиала Nur Otan Станислав КАНКУРОВ заявил, что согласно пункту 1 статьи 10 закона о партиях регистрацию политобъединений осуществляет Министерство юстиции, а значит, Nur Otan, не имеющий к этому процессу никакого отношения, попросту не мог препятствовать созданию партии “Наше право”. По его словам, после вышеуказанных публикаций возмущенные партийцы стали обращаться к руководству Nur Otan с требованиями отреагировать на прозвучавшие обвинения.
- Данная необоснованная критика прозвучала именно в преддверии выборов депутатов мажилиса и маслихатов всех уровней, которые будут проводиться в конституционные сроки по партийным спискам, - отметил Станислав Канкуров. - Следовательно, ответчики намеренно наносят имиджевый урон Nur Otan с целью оттока голосов потенциальных избирателей на предстоящих выборах депутатов всех уровней, что является для партии значительным ущербом.
Представитель истца считает, что критикой в адрес партии активисты просто хотели привлечь к себе внимание.
- Данные граждане к нам приходили недавно, это все было в социальных сетях, - сказал Станислав Канкуров. - Перед зданием партии они утверждали, что сейчас “потроллят” партию. Эти выражения были. Мне их суть непонятна. Думаю, что здесь налицо привлечение внимания. Не решение каких-то вопросов или проблем, которыми занимается и решает каждый день партия Nur Otan, а модное сейчас слово “хайп” (накручивание, шум. - Ред.).
Между тем представители ответчиков Маржан АСПАНДИЯРОВА и Ерлан КАЛИЕВ считают, что иск вообще не должен был быть принят к рассмотрению, поскольку, во-первых, не был соблюден досудебный порядок урегулирования споров, во-вторых, к иску не приложены все необходимые документы (в частности, подтверждающие моральные страдания членов партии, обосновывающие сумму иска и т.д.), а в-третьих, согласно нормативному постановлению Верховного суда от 25 ноября 2015 года, гражданское законодательство не предусматривает возмещение морального вреда по иску юридического лица. В целом, по мнению Альнура Ильяшева, на репутации партии Nur Otan гораздо больше скажется сам факт подачи иска против гражданских активистов, нежели их посты в соцсетях.
- Данным иском демонстрируется уязвимость партии Nur Otan, - сказал Альнур Ильяшев. - В иске указано, что партии нанесен значительный ущерб, особенно в преддверии предстоящей электоральной кампании. Значит, они считают, что три человека смогли нанести непоправимый ущерб Nur Otan, что она на предстоящих выборах может не набрать даже 50 процентов голосов для прохождения в парламент?
Представители ответчика в ходе предварительного слушания заявили ряд ходатайств, в том числе о привлечении в качестве свидетеля депутата маслихата Алматы Кайрата КУДАЙБЕРГЕНА и присутствии на заседаниях лидера Nur Otan Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Первый вопрос был решен положительно, а вот вызывать в суд Елбасы судья Какен КАСАБУЛАТОВ не счел нужным, поскольку есть представители. Затем речь зашла о назначении судебной психолого-филологической экспертизы публикаций в СМИ, постов и комментариев в соцсетях. Для разрешения этого вопроса судья удалился в совещательную комнату, и тут же возникли горячие прения сторон.
Члены Nur Otan стали высказывать ответчикам и их представителям свое возмущение по поводу того, что они почем зря критикуют партию, руководство страны, ситуацию в экономике и социальной сфере. Те, в свою очередь, заявили, что они говорят “чистую правду”.
Стороны самозабвенно препирались перед объективами многочисленных видеокамер до тех пор, пока в зал не вернулся судья Касабулатов, который огласил свой вердикт: назначить психолого-филологическую экспертизу. На этом заседание было окончено, процесс возобновится после того, как будет готово экспертное заключение.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы