7048

В отказ - по-английски

Бывший сотрудник костанайских органов юстиции Аскар ЖУСУПОВ требует привлечь руководство областного депюста к ответственности за отказ выплатить ему крупную сумму денег. Но достучится ли Жусупов до начальства, если оно предпочитает мыслить и общаться по-английски?

В отказ -  по-английски

Правота Жусупова, считающего, что департамент юстиции накосячил не по-детски, уже подтверждена в суде. Организация признана нарушителем административного кодекса, с нее взыскан штраф в размере 60 МРП (151,5 тысячи тенге). Судебное постановление вступило в законную силу, а это значит, что претензии нашего героя более чем обоснованны. Касаются они требований выплатить ему зарплату. Вот только депюст, хотя и начинен юристами под завязку, уперся и платить не хочет. Молчаливую поддержку оказывает ему и местный филиал Агентства по делам госслужбы…

Факт правонарушения, за которое был наказан костанайский департамент, установили весной сотрудники инспекции по труду. Проведя проверку жалобы Аскара Жусупова и признав его доводы действительными, они составили протокол о правонарушении. Но…

- Когда этот протокол принесли начальнику департамента ­Меиржану ТУЛЕПОВУ, тот отказался его подписать и даже перечеркнул страницы! - рассказывает Жусупов. - Он вдруг потребовал, чтобы этот документ был составлен на казахском языке, хотя изначально был не против русскоязычного варианта. Но самое смешное началось в суде: когда адвоката Тулепова уличили в незнании казахского (как же он тогда общался с клиентом?), тот возьми да заяви: “А мы общаемся по-английски”.

Слова эти выглядели правдоподобно, ведь г-н Тулепов из плеяды болашаковцев, учился в Пенсильванском университете, короче, не хухры-мухры. Вот только на суд они впечатления не произвели: выяснилось, что во время совещаний и планерок, а также с посетителями начальник облдепартамента юстиции Костанайской области свободно общается на русском. Кроме того, во время проверки использование этого языка инспектором по труду руководителя облдепюста никак не напрягало - он свободно общался с госинспектором труда Гулей КАРАТАЕВОЙ и отвечал на ее вопросы. Однако, узнав о неприятном результате внепланового контроля, Тулепов решил для себя, что плохо понимает русскую речь. А вот английскую - запросто!

Между тем истории противостояния Жусупова с департаментом в лице Тулепова уже три года. Весной 2016-го приказом начальника он был отправлен в Лисаковск исполнять обязанности руководителя территориального отдела по исполнению судебных актов. До того Жусупов работал судисполнителем в облдепартаменте юстиции.

- Исполняя приказ, я отправился в Лисаковск и работал там несколько месяцев, - рассказывает он. - Снял квартиру за свой счет, иногда выезжал по работе в Костанай, оформляя при этом командировки. Платил за квартиру из своего кошелька, так как мне пообещали, что все мои расходы будут компенсированы. А оказалось, что меня обманули.

Когда осенью того же года Аскар Жусупов понял, что должность в Лисаковске обходится ему дороговато, он обратился в бухгалтерию с просьбой выплатить командировочные и возместить его личные траты на аренду жилья. И тут выяснилось: издав один приказ (о назначении), руководство деп­юста почему-то забыло о другом - командировании своего сотрудника в город, который находится от Костаная за 120 километров. То есть отдаленный настолько, что каждый день туда-обратно не на­ездишься.

Ну а раз нет приказа, значит, и оснований для выплат тоже нет, рассудили в департаменте юстиции. С формальной точки зрения сотрудники этого учреждения в чем-то, может быть, и правы, но все-таки не до конца. Потому что отсутствие нужного документа - это не вина Жусупова, а прокол департамента. Более того - является “грубым нарушением трудового законодательства”, о чем предельно ясно написала в акте госинспектор по труду Каратаева.

Руководство департамента решило бороться, причем так серьезно, что заявило в административном суде, который рассматривал протокол, о наличии… “своего” адвоката.

- Меня это обстоятельство сильно удивило, - говорит Аскар Жусупов. - По просьбе представителей департамента судебное заседание однажды было отложено именно по этой причине - нежелание пользоваться услугами госадвоката. Они так и заявили: мол, у нас есть свой адвокат, и мы хотим, чтобы дело рассматривалось только с его участием. Но, позвольте, деп­юст - это же госорган, какой у него может быть “свой” адвокат? Из каких средств была оплачена его услуга и оплачена ли вообще? Как-никак, а именно депюст конт­ролирует деятельность адвокатов и занимается их лицензированием. Здесь, я считаю, коррупцией пахнет! Ну и потом, если у департамента есть деньги на оплату услуг юридического представителя, то почему там не могут найти средства, чтобы рассчитаться со мной за работу?

Как ни увиливали костанайские депюстовцы, какие только ни приводили аргументы, обосновывая свое право не платить Жусупову ни копейки, выиграть дело не удалось. Суд признал их неправоту и обязал учреждение выплатить крупный штраф в госказну. А это означает, что и требования Жусупова должны быть выполнены автоматом.

По расчетам моего собеседника, костанайский облдепартамент юстиции должен ему с учетом возмещения трат на аренду квартиры и суммы командировочных за несколько месяцев работы в Лисаковске, а также пени более 1,3 млн тенге. И что? А ничего.

Пытаясь добиться справедливости, Жусупов обращался в различные инстанции. Но даже в Агентстве по делам госслужбы ему никто не спешит помочь. Руководитель костанайского департамента агентства Салауат МУКСИМОВ, признавая “отдельные нарушения, выраженные в несоблюдении требований Этического кодекса госслужащих, закона о госслужбе, закона об административных процедурах, правил документирования”, всего-то и сделал, что выписал предписание об их устранении. О наказании виновных в его ответе на жалобу информации ноль. Даже на совет по этике никого не вызвал. И надо ли говорить, что предписание это до сих пор не исполнено? Не правда ли, странно? А может, все дело в том, что не по зубам нашим многочисленным контролерам общение с видным болашаковцем Тулеповым? Наверное, опасаются, что он возьмет да потребует равного себе собеседника, в смысле свободно владеющего английским языком…

Между тем на днях в инстаграм-аккаунте департамента, руководимого г-ном Муксимовым, появился пост с заголовком “В центре внимания - справедливая оплата труда государственного служащего”. В этом тексте подробно рассказывается о защите прав и интересов чиновников, которые, оказывается, нередко сталкиваются с трудовыми нарушениями со стороны своего руководства. Например, департамент рапортует о том, что благодаря его стараниям двум сотрудникам Амангельдинской ветеринарной лаборатории выплачена зарплата в сумме 400 тыс. тенге и что другие госорганы будут обязаны перечислить своим работникам совокупно более 1,2 млн тенге. Но деньги, которые требует выплатить Жусупов, в этот отчет не вошли.

Похоже, некоторые госорганы все-таки пасуют перед руководителем Костанайского облдепартамента юстиции. “Пичалька”, конечно, как сейчас любят говорить в соцсетях, но именно поэтому мы продолжим следить за развитием событий вокруг этой истории и обязательно сообщим о ее итогах.

Стас КИСЕЛЁВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото из соцсетей, Костанай

Поделиться
Класснуть