5520

В списках не значатся?

В Актобе срочно разыскивают 100 бывших работников обанкротившейся фирмы, которым должны миллионы тенге. И если должники сомневаются в их существовании, то чиновники уверены: они в природе есть.

В списках не значатся?

Речь идет о людях, которые ранее трудились на заводе “Жанатас Актобе” по выпуску щебенки. Предприятие считалось одним из крупных в области по добыче строительного камня различных фракций.

Учитывая, что Актюбинский регион всегда входит в число активных застройщиков по стране (ежегодно сдается не менее 800 тысяч квадратных метров жилья, а также десятки крупных объектов по ГЧП, не говоря уже о строительстве дорог), остается загадкой, по какой причине на щебеночном заводе начался застой. Однако уже в прошлом году предприятие распрощалось со своими сотрудниками и свернуло производство. А люди, которым обещали не затягивать с выплатой оставшихся денег, потянулись в суды. К маю прошлого года перед 164 работниками уже образовался долг в 50 млн тенге. А общая кредиторская задолженность и вовсе перевалила за 12 млрд тенге.

- Нам надоело жить обещаниями бывшего руководства. Как ни придем, всегда слышим одно и то же: “Деньги будут завтра!” А на деле ничего нет, - говорит один из бывших работников “Жанатас Актобе” Мурат МЫНАЙДАРОВ.

К тому же, уверяют бывшие работники завода, производство основного продукта шло активно, щебень добывали и сбывали. Почему не было денег, сейчас уже трудно объяснить. В итоге самими работниками ТОО “Жанатас Актобе” была возбуждена процедура реабилитации. Люди намеревались отстранить руководство компании, назначить реабилитационного управляющего и восстановить деятельность с надеждой получить свои кровные. Но произошло не­ожиданное.

- Во время реабилитации контракт на проведение совмещенной разведки и добычи строительного камня переоформляется на фирму TemirTas-2017, что является грубым нарушением закона, - говорит бывший сотрудник завода Виталий САХНО. - В итоге люди лишились всякой возможности восстановить платежеспособность “Жанатас Актобе” и получить свои деньги. Мы уже молчим про налоги, обязательные платежи в бюджет и задолженности перед кредиторами.

Однако в областном акимате пока никак не комментируют законность переоформления контракта. А в TemirTas-2017 и вовсе пожимают плечами: мол, какая разница, кто выплатит бывшим заводчанам долги, тем более что новый владелец не отказывается от расчета.

- Мы уже частично погасили задолженность перед 64 работниками, это 6,4 млн тенге, - говорит доверенное лицо нового учредителя Олег ПАК. - Остальным ста заводчанам за своими деньгами необходимо прийти в офис нашей компании. Но мы сомневаемся, что они существуют в природе. Проверяли по спискам - получается, “мерт­вые души”.

Однако Виталий Сахно не согласен с мнением новых владельцев производства:

- У меня есть координаты каждого “жанатасца”, я представляю их интересы в суде. Это не “мертвые души”, а реальные люди. У каждого из них свадьбы, поминки, денег нет, каждый день звонят мне. Они живут в основном в сельской местности, но, когда приезжают в город, их не пускают в офис новой компании.

В то, что в списки могли попасть люди, которых в природе нет, не спешат верить и в управлении инспекции труда Актюбинской области. Чиновники рассказывают, что на “Жанатас Актобе” часто проводились плановые, внеплановые и контрольные проверки. В итоге за выявленные нарушения на прежнее руководство было наложено не менее 2,4 млн тенге штрафов.

- Мы также сверялись со списками рабочих, они действительные, - говорит заместитель руководителя управления инспекции труда по Актюбинской области Бауыржан УРАЗАЕВ.

Сейчас стороны сошлись на том, что те, кому должны деньги, подойдут в офис TemirTas-2017. Обязательное требование - иметь на руках договоры или иные документы, доказывающие трудовые отношения с “Жанатас Актобе”. Но, как выяснилось, такие бумаги есть не у всех. Это еще одна загадка для соответствующих органов.

- Мы должны рассчитаться до 21 сентября. Если этого не произойдет, могут быть приостановлены контрактные обязательства, - говорит Олег Пак.

Сейчас, учитывая, что специалисты управления инспекции труда ранее во время проверок разговаривали с каждым “жанатасцем” и регистрировали его данные, пока решили сверяться по этому списку.

На всякий случай бывшие заводчане написали официальное письмо о своих проб­лемах президенту страны, генеральному прокурору Казахстана и министру труда (он же бывший аким Актюбинской области) Бердыбеку САПАРБАЕВУ. Авторы послания просят “взять под контроль вопрос по погашению задолженности по заработной плате, а также наказать группу лиц, которая незаконными действиями допустила социальную напряженность по данному вопросу”.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Зульфии НАБИУЛЛИНОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть