Должники - в отключке
В Семее рейд по отключению должников от теплоснабжения закончился феерично. Коммунальщики приехали отрезать от тепла… империю “мусорного короля” и депутата городского маслихата Рафаила ХАЗИПОВА. Оказалось, что народный избранник с конца 2017 года задолжал ГКП “Теплокоммунэнерго” свыше 15 млн тенге!
Этот рейд с самого начала поставил в тупик журналистов. Еще недавно руководитель городского отдела ЖКХ Амантай УТЕЛЬБАЕВ утверждал на пресс-конференции, что самый эффективный метод борьбы тепловиков со злостными должниками - отключение не тепла, а… электроэнергии! Почему же тогда участники рейда идут отрезать неплательщиков от теплоснабжения, а не гасят им свет?
- Это тоже очень эффективная мера, - отмахнулась и. о. начальника управления сбыта тепловой энергии ГКП “Теплокоммунэнерго” Айнур ТОЛЕУБАЕВА.
Ну что ж, пора переходить от слов к делу. Наш путь лежит на улицу Пушкина. Это в шаговой доступности от городского акимата. В престижнейшем районе лет двадцать назад вместо скромных домиков выросли элитные коттеджи. У хозяев некоторых из них деньги находятся на все, что угодно, но только не на оплату счетов за коммунальные услуги.
Вот и первый адрес злостного должника. Громадный кирпичный дом за железной оградой. Участники рейда жмут на кнопку звонка, но в ответ - тишина. Впрочем, в данном случае отсутствие хозяев отключению тепла не помеха по той простой причине, что колодец с тепловыми сетями находится на улице в открытом доступе. Технические работники уходят на поиск нужного колодца. А мы с Айнур Толеубаевой задерживаемся у ворот должников.
- Смотрите: тень мелькнула! За воротами кто-то есть. Может, нужно постучать? - обращаюсь к Айнур.
- Бесполезно! У них же у всех камеры. Не выйдут…
Но я все же стучу по железным воротам и кричу: “Откройте! Это “Теплокоммунэнерго“!”
Не сразу, но дверь приоткрывается. “Мы не владельцы дома”, - лепечет девушка, обещая передать хозяевам, что их отключили от теплоснабжения за долг.
- Надо же, сами ушли, а меня оставили одну! - шутливо жалуется на техническую бригаду Айнур Толеубаева.
И. о. начальника отдела, вплотную работающего с абонентами, боится должников? Дальше - больше. Айнур Толеубаева просит представителей СМИ не указывать имена и адреса должников и не называть сумму долга!
- Нам юридический отдел запретил. Потребители могут жаловаться… - говорит она в свое оправдание.
Но, вероятно, запрет юристов не распространяется на технического директора ГКП “Теплокоммунэнерго” Николая ДЕМИНА. Он сообщает сумму задолженности первого коттеджа - около 300 тысяч тенге. Между тем проходит уже полчаса, а тепловикам так и не удается отключить его от подачи тепла. Техническая бригада вскрывает первый люк. Не тот! Вскрывает второй - снова мимо. Найти нужный люк удается только с третьей попытки. Со стороны кажется, что рабочие отключают объект от теплоснабжения впервые в жизни.
- В прошлом году мы отключали, а в этом году отключаем должника от теплоснабжения в первый раз, - отмечает Николай Демин. - Почему так сложно найти нужный люк? Так в колодцы ребята спускаются, когда случаются аварии. А на этом участке не было аварий. Со временем колодцы скрываются под слоем гравия, а где-то даже под слоем бетона…
- Насколько законна процедура отключения от подачи теплоснабжения?
- У нас оговорено в договоре, что в случае неоплаты услуг потребитель отключается от подачи тепла. Параллельно мы подаем в суды. Вот ВК РЭК отключает электроэнергию даже из-за нескольких дней просрочки. Мы же терпим, терпим... Но каждому терпению приходит конец! Сначала должники получают уведомления об отключении. Если они не реагируют, идем на крайние меры.
- А что будет, если даже после отключения потребитель не погасит задолженность?
- Тогда мы с ним расторгнем договор. В таком случае к централизованной подаче тепла он больше подключиться не сможет. В случае погашения долга потребитель должен еще возместить все издержки по отключению и подключению тепла. Это 107 тысяч тенге.
Тем временем коттедж наконец-то отрезают от теплоснабжения. Мы переходим к дому следующего должника, который находится сразу за углом. Эта усадьба солиднее первой. На воротах красуется знак, свидетельствующий о том, что коттедж находится под охраной известного охранного агентства. В дверях торчит квитанция ВК РЭК.
Так, заглянем. Как и ожидалось, перед энергетиками у должника тепловиков задолженности нет. В счете только текущие начисления. И снова на звонок и стук в окна и двери нулевая реакция. Может, хозяев нет дома?
- Это вряд ли, - хитро прищуривается работник ГКП “Теплокоммунэнерго”. - Во дворе стоит машина.
Тепловики просовывают в дверь уведомление об отключении и направляются к колодцу. В этот раз его не пришлось долго искать. Вместо крышки у колодца причудливая композиция из коряг. Пусть выглядит это не очень эстетично, но зато в открытый люк никто не угодит. Отрезав коттедж от теплоснабжения, рабочие водрузили коряги на место.
Вишенкой на торте, безусловно, стал выезд тепловиков к производственному комплексу Рафаиля Хазипова, основным направлением деятельности которого является вывоз мусора. Шесть лет назад, когда работники ГКП “Теплокоммунэнерго” пытались отключить ИП “Хазипов” от подачи тепла, известный депутат завалил свой колодец бетонными блоками. Тогда же в интервью местным телеканалам Рафаиль Хазипов заявил, что задолженность, превышающую миллион тенге, ему начислили незаконно, поскольку с ГКП “Теплокоммунэнерго” его связывают бартерные отношения: за подачу тепла он вывозит мусор.
В этот раз доступ к колодцу предприятия Хазипова был открыт. Его на месте не оказалось. Уведомив об отключении от теплоснабжения секретаря бизнесмена, коммунальщики с нескрываемым удовольствием отрезали от тепла владения злостного должника, включая двухэтажное офисное здание, производственную базу, теплицу, пятиэтажное общежитие.
Айнур Толеубаева сообщила, что три дня назад материалы на ИП “Хазипов” передали в суд. И тут возникает вопрос: чем объясняется такая медлительность? По словам сотрудников ГКП “Теплокоммунэнерго”, встает вопрос об отключении от подачи тепла, когда сумма задолженности у физических лиц достигает 150 тысяч тенге, у юридических - 180 тысяч тенге. В то же время народный избранник за два года с лишним накопил задолженность до 15 миллионов тенге!
- Почему мы подали в суд только три дня назад? Потому что они не подписывали акты сверок, - поясняет Айнур Толеубаева. - У них же свои юристы, своя команда. Они не подписывали ни один документ!
Рафаиль Хазипов славится своим красноречием. Однако в этот раз на просьбу прокомментировать ситуацию с его долгами за услуги теплоснабжения депутат ответил молчанием...
Тем временем сотрудники ГКП “Теплокоммунэнерго” заявили, что намерены и дальше продолжать рейды по отключению должников от подачи тепла. По их словам, когда закончат с юридическими лицами и частными коттеджами, возьмутся за квартиры. На данный момент задолженность семейчан за полученное тепло составляет 251 миллион тенге.
Милана Гузеева, фото автора, Семей.