13528

Диалоги о “зелёных”

Как алматинский судья Андрей Штейнке “юридическую консультацию” проводил

Диалоги о “зелёных”
Момент передачи денег попал на видео: 10 тысяч долларов Бахыт Абдиева положила в бардачок, услужливо открытый Андреем Штейнке.

На минувшей неделе в Алматы огласили приговор по делу бывшего служителя Фемиды Андрея Штейнке, обвиняемого в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки. Антикоррупционная служба провела блестящую операцию, чтобы собрать убедительные доказательства вины подозреваемого. И на сайте Верховного суда даже появилось сообщение, что судья задержан при получении взятки в размере 10 тысяч долларов.

Дело в итоге попало к председателю Алмалинского районного суда Куанышу АРИПОВУ, который оправдал своего коллегу за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения. Мы ни в коем случае не пытаемся усомниться в объективности данного приговора - раз судья Арипов посчитал, что судья Штейнке невиновен, то так тому и быть. Однако в этой истории оказалось так много темных пятен, что редакция газеты “Время” приняла решение опубликовать часть материалов уголовного дела, в первую очередь видеозапись, в которой Андрей Штейнке обсуждал “гонорар” за свои услуги, а также разговор с сотрудником антикоррупционной службы, состоявшийся сразу пос­ле задержания.

Суд по делу Андрея Штейнке должен был завершиться 15 июля - по крайней мере, именно на этот день было назначено оглашение приговора. Корреспонденты “Времени” приехали на место к 10 утра, там же был и сам подсудимый, а также представитель потерпевшей стороны, но вынесение вердикта было отложено. Не состоялось оно и 16 июля, и 17-го, и вообще в течение всей недели. Судьба Штейнке решилась лишь 23-го числа, когда председатель горсуда Алматы Нургазы АБДИКАНОВ проводил пресс-конференцию, на которой отчитывался о результатах блестящей работы за первое полугодие. Он-то и сообщил, что Андрей Александрович оправдан, но при этом уволен - дескать, Штейнке не имел права проводить “юридическую консультацию”, за это и поплатился своей должностью. То есть позиция по данному делу у Нургазы Абеновича абсолютно прозрачная: Андрей Штейнке не совершал преступления, а лишь консультировал потерпевшую, хотя не имел на это права.

А началась эта самая “юридическая консультация” с обращения алматинки Бахыт АБДИЕВОЙ к хорошему знакомому Андрею Штейнке за помощью. Женщина была дважды судима за мошенничество, а после выхода на свободу выяснилось, что две ее квартиры находятся под арестом, наложенным Медеуским и Бостандыкским райсудами. Штейнке пообещал помочь снять обременение, но не бесплатно. Об этом и состоялся разговор, записанный сотрудниками антикоррупционной службы. Мы публикуем самую яркую часть беседы, а также выкладываем видеозапись разговора. Маленькое пояснение: “Медеу” - это Медеуский райсуд, а “Бостон” - Бостандыкский.

Андрей Штейнке: Там сложности с “Медеу”. У вас там, оказывается, 69 миллионов не погашено.

Бахыт Абдиева: Ну у меня исполнительных листов нет никаких.

А.Ш.: Ну нету, но, в общем, он говорит, что мало.

Б.А.: Ну, его предложение?

А.Ш.: Его предложение - туда пять.

Б.А.: Итого?

А.Ш.: Десять. Короче, я не знаю, но получается десять. По два, сюда четыре... Два, четыре, шесть. Короче, общее десять получилось. Если с “Медеу” проблема, можем за вот эти четыре просто с “Бостоном” решить. Если, короче, все вместе, то получается “чирик”. Вот этот начинает ерепениться.

Б.А.: Как его фамилия? Омаров?

А.Ш.: Да.

Б.А.: Бли-и-ин.

А.Ш.: Можно пока забрать заявление.

Б.А.: Не надо!

А.Ш.: Мне сейчас надо как бы сказать, что и как.

Б.А.: Я частично готова, давай я тебе что-то дам.

А.Ш.: Как я до этого говорил, по две, то четыре. Но если все вместе, то десять.

Б.А.: Я поняла. Я тебя поняла. Меньше никак уступать не хочет?

А.Ш.: Ну вообще изначально речь была за двенадцать. Я сказал, что как бы уже сложно, поэтому давайте, ну, как бы это самое. Остановились на десяти, и это правильно. Я сказал, что без всяких, меня вообще не учитывайте, это моя тоже просьба, завтра ну мало ли что. Все по-товарищески будем смотреть. Но в итоге получается десять за два вопроса.

После этого старые знакомые обсуждают, как будут сниматься обременения, сколько это займет времени, а затем женщина уточняет, нужно ли отдать часть денег вперед.

Бахыт Абдиева: Сейчас не надо с тобой тогда?

Андрей Штейнке: В принципе, можно закрыться по “Бостону”.

Б.А.: У меня сейчас есть эквивалент двух тысяч. 760 тысяч тенге. Возьми их.

А.Ш.: “Зелеными” надо. Что мы, бегать потом будем? Курс прыгает постоянно, чтобы не было постоянно.

И спустя несколько минут Штейнке напоминает еще раз:

- Вы обратите в “зелень”, сегодня такой курс, завтра такой курс. Чтобы не было непоняток ненужных.

Очевидно же, что это была юридическая консультация!

Есть у нас и видеозапись с передачей денег: Бахыт Абдиева встретилась с Андреем Штейнке на той же парковке, но наличные не отдала в руки, а положила в бардачок. После этого судья спешно уехал, но когда его задержали сотрудники антикора, денег при нем не оказалось.

Куда же пропали 10 тысяч долларов? Об этом с ним разговаривал один из сотрудников Нацбюро, аудиозапись этой беседы тоже оказалась в распоряжении редакции.

Сотрудник Нацбюро: Вспомни, куда ты...

Андрей Штейнке: Я не вру, я не помню, я окно открыл и уехал. Через какой-то двор проехал, люди там еще шли. Я даже не помню, какие там улицы или куда я свернул-вывернул. Я видел, сзади машины шли...

С.Н.: Потом?

А.Ш.: Я даже не знаю, что там было в бардачке, на ощупь просто... Я же не знаю, что там точно вообще лежало.

С.Н.: Ты же ей сам говорил, что принести.

А.Ш.: Ну, я говорил, думал, что прокатит.

С.Н.: Что прокатит - по уголовному?

А.Ш.: Да.

С.Н.: Ты же говоришь: я на ощупь, не знаю. Но ты же ей сам сказал: в бардачок положи.

А.Ш.: Ну да. Я почему с такой опаской...

С.Н.: А почему ты выкинул?

А.Ш.: Ну потому что уже ребята вокруг были...

С.Н.: Если сейчас поедем, ты вспомнишь это место?

А.Ш.: Постараюсь.

Также в этом разговоре Андрей Штейнке попробовал убедить борца с коррупцией помочь ему “решить вопрос”. Вот как это прозвучало.

Сотрудник Нацбюро: Тебя же Андрей зовут?

Андрей Штейнке: Да.

С.Н.: Андрей, ты правду скажи: кому эти деньги предназначались? Мне нужна правда.

А.Ш.: Никому. Я хотел, чтобы прокатило, и все.

С.Н.: Ты же сейчас чужой грех будешь на себя брать.

А.Ш.: Мне некого подставить.

С.Н.: Нет, я не говорю подставить, ты мне правду скажи.

А.Ш.: На мне это все, получается. Есть возможность это как-то решить? Или там вообще без шансов?

С.Н.: За это такая же ответственность и мне предусмотрена.

А.Ш.: Ну помогите! Я, кроме как на госслужбе, нигде не работал. У меня беспрерывный стаж почти 20 лет. С января 2001-го. Вопрос пребывания на должности... Просто... Мне бы домой к семье попасть. Я понимаю, я насмотрелся и в ИВС напроверялся, меня разорвут просто. Я понимаю, что где-то можно помочь, чисто по-человечески.

С.Н.: Ты изначально сколько просил у нее?

А.Ш.: Ну изначально там консультация, туда-сюда... Шесть штук. Потом десять сказал.

С.Н.: Почему на десяти остановился?

А.Ш.: Я думал, что для убедительности.

Хотя сотрудник Нацбюро явно не хотел обсуждать даже саму возможность оказания помощи, его собеседник не успокаивался.

Андрей Штейнке: Могу машину переоформить.

Сотрудник Нацбюро: На кого?

А.Ш.: На вашего человека. У меня “лексус” GS есть.

С.Н.: За это же уголовная ответственность, ты Уголовный кодекс знаешь? И какие у тебя условия, Андрей?

А.Ш.: Вы скажите.

Одним словом, этот диалог заслуживает того, чтобы его прослушали в полном объеме. В ходе разговора задержанный судья даже произносит фразу: “Я понимаю, что все, я приехал”. То есть Андрею Александровичу было ясно, что его песенка спета, однако коллега Штейнке Куаныш Арипов, тоже ознакомившийся с этими аудио- и видеозаписями, счел иначе. И пока приговор не отменен и не изменен, бывший судья Андрей Штейнке ни в чем не виновен.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть