3563

Контрабанда по схеме

В Восточно-Казахстанской области ОПГ во главе с таможенником поста “Майкапчагай” способствовала ввозу контрабанды из Китая, получая за это взятки исключительно в долларовом эквиваленте.

Контрабанда  по схеме
Фото: 4esnok.by

Житель Семея Нуржан КАБЫШЕВ, два года проработав главным специалистом таможенного поста “Майкапчагай” департамента госдоходов Восточно-Казах­станской области, решил вдруг воспользоваться своим служебным положением. В августе 2017 года он встретился с индивидуальной предпринимательницей из Семея, которая регулярно возила большими партиями товары из КНР, и предложил ей взаимовыгодное сотрудничество: за беспрепятственный проезд грузовиков через таможню, как сообщается в судебном документе, бизнесвумен должна была платить 1150 или 3300 долларов США в зависимости от количества наименований товара.

Предпринимательница, понятное дело, находилась в зависимом положении от таможенника и согласилась на его условия, но на всякий случай завела специальную тетрадку, где фиксировала все взаимодействия с Кабышевым и его пособниками. Передача первой же взятки состоялась под контролем сотрудников антикоррупционной службы...

Кабышев, понимая, что в одиночку коррупционную схему ему не провернуть, изначально подключил к делу свою супругу Зайру ЖАНТЕМИРОВУ и еще двоих человек, в том числе старшего офицера по ОВД СЭР областного ДГД Еркинбека ЗИЯДАНОВА. Последний должен был оказывать общее покровительство, чтобы транспорт благополучно следовал от таможни до Семея.

При этом, как следует из материалов дела, из 1150 долларов большая часть предназначалась Кабышеву, 150 долларов - Зияданову. Из 3300 долларов, соответственно, 300 долларов перепадали сотруднику СЭР.

Жантемирова, как специалист по таможенному декларированию, работала с вышеназванной предпринимательницей с 2011 года. Другой фигурант Марсель АЙДАРКАНОВ по условиям Кабышева должен был представлять интересы ИП на таможенном посту “Майкапчагай” как брокер.

После нескольких удачно провернутых дел аппетиты у Кабышева возросли. Он предложил своей подопечной провоз контрабанды через таможенную границу Евразийского экономического союза. Такие услуги стоили гораздо дороже - 10 500 американских долларов.

Как следует из приговора, “при этом Кабышев, Жантемирова и Айдарканов не посвящали в свои преступные планы Зияданова”. Но вот незадача: предпринимательница показала суду, что из вышеназванной суммы 500 долларов предназначались именно Зияданову...

Как бы то ни было, офицер в составе ОПГ не фигурирует. Как же, по данным суда, осуществлялся провоз контрабанды?

На таможне действует информационная система управления рисками (СУР), которая сама определяет, по какому коридору должен пройти грузовой автомобиль с товаром из КНР. Если программа укажет, что грузу необходимо пройти по красному коридору, то таможенники, фиксируя происходящее на видео, должны осматривать весь товар и сверять с декларацией.

Суд пришел к выводу, что Айдарканов от сотрудников таможенного поста незаконно получал сведения о товарах, на которые могла сработать СУР, по WhatsApp сообщал об этом Жантемировой, а та в товаросопроводительном документе-инвойсе сокращала наи­менования товаров и отправляла документ Айдарканову. После этого он передавал всю документацию сотрудникам поста для декларирования.

Как сообщается в судебных документах, из 17 таможенных деклараций по 12 СУР сработала, но почему-то контрабандный товар не был обнаружен. Суд пришел к выводу, что не без влияния Кабышева транспорт досматривали ненадлежащим образом.

С декабря 2017 по май 2018 года сумма незаконно ввезенного товара через таможенную границу Евразийского экономического союза без надлежащей проверки составила 237 049 772, 94 тенге.

Кабышев, к слову, пытался доить бизнесвумен даже после того, как был уволен с таможни. 20 мая 2018 года семейчанка передала ему 7700 долларов США. В этот же день Кабышева задержали. В довесок у бывшего таможенника обнаружили… гашиш. Правда, в небольшом размере. Айдарканова задержали на следующий день. У него оказалось больше 12 граммов гашиша, что относится к крупному размеру.

В суде Кабышев уверял: после задержания антикоррупционщики предложили ему вручить изъятые у него деньги какому-нибудь сотруднику таможенного поста, бывшему начальнику, он отказался, поэтому его и привлекли к уголовной ответственности…

Коллеги таможенника все как один характеризовали его только с положительной стороны и уверяли, что ни один человек не может контролировать СУР, а таможенный досмотр просто невозможно провести ненадлежащим образом.

Тем не менее специализированный межрайонный уголовный суд (СМУС) Восточно-Казахстанской области признал Нуржана Кабышева виновным по целому букету статей: создание и руководство организованной группой с использованием служебного положения (ст. 262 ч. 3), получение взятки в крупном размере (ст. 366 ч. 4), покушение на мошенничество (ст. 24 ч. 3, ст. 190 ч. 3 п. 1), оказание содействия в совершении экономической контрабанды должностным лицом, сопряженное с использованием своего служебного положения, неоднократно, в особо крупном размере, в преступной группе (ст. 28 ч. 5, ст. 234 ч. 3 пп. 1, 2), незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта (ст. 296 ч. 2) и назначил ему восемь лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе.

Айдарканов по приговору суда должен провести за решеткой шесть лет, Жантемирова - три года.

Что касается бывшего сотрудника СЭР Зияданова, то он заключил сделку о признании вины с процессуальным прокурором и остался на свободе. СМУС признал его виновным в получении взятки (ст. 366 ч. 3 п. 2) и назначил штраф в размере 35-кратной суммы - 6 191 185 тенге.

К слову, органом уголовного преследования по данному делу было инкриминировано 25 эпизодов получения взятки, однако на стадии судебных прений гособвинитель отказался от обвинения по 20 эпизодам и поддержал лишь по пяти, то есть в получении взятки в крупном размере.

Всем осужденным удалось избежать конфискации - у них не выявлено имущества, добытого преступным путем.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть