7596

Дело врача

Почему ведущий казахстанский трансплантолог Гани Куттымуратов сидит в СИЗО, вместо того чтобы спасать людей?

Дело врача

Невиданный доселе скандал разгорается в отечественном здравоохранении: казахстанских врачей заподозрили в незаконной торговле человеческими органами! По версии следствия, в Казахстан приезжали иностранные доноры и реципиенты, чтобы сделать нелегальную пересадку почек.

Эту информацию подтвердил и заместитель руководителя национальной полиции Украины Вячеслав АБРОСЬКИН, рассказавший на своей странице в Facebook некоторые подробности. По его данным, в качестве доноров в Казахстан являлись украинцы, продававшие свои почки за 10-15 тысяч долларов. А среди тех, кто попал в зону внимания следствия, оказался известный в нашей стране трансплантолог Гани КУТТЫМУРАТОВ. Он арестован и около трех месяцев сидит в следственном изоляторе. Подробности этого странного уголовного дела нам сообщила супруга врача Гульшат КУТТЫМУРАТОВА.

- Все эти события начались в конце 2017 года, - говорит жена хирурга. - В Национальный научный центр онкологии и трансплантологии, где Гани заведует отделением урологии и трансплантологии, приезжали иностранные пациенты со своими донорами. Мой муж, исполняя свои служебные обязанности, проводил операции по пересадке почек. Насколько мне известно, все это было организовано какой-то фирмой, заключившей договор с клиникой. То есть контракт был подписан не с моим мужем, а с Национальным научным центром. Все бумаги на операции готовили сотрудники, работающие в администрации учреждения, а Гани просто выполнял свою работу.

- Сейчас поступает самая противоречивая информация о количестве проведенных операций. Есть даже версия, что речь идет о сотнях человек, которым пересадили органы. Это так?

- Я не знаю. Гани подозревают в 18 незаконных операциях. Но почему их называют незаконными, мне не ясно. Его работа - оперировать пациентов, поступающих в клинику, где он получает зарплату. Он это и делал.

- А чем следователь аргументировал необходимость ареста?

- Тем, что Гани прописан по одному адресу, а живем мы по другому. У нас нет собственного жилья, мы проживаем в квартире моей сестры. Возможности приобрести собственную недвижимость у нас нет. И вот на основании этого следователь и прокуратура заявили, что Гани может скрыться от правосудия. Причем его арестовали очень неожиданно. Муж был признан свидетелем, его вызвали на очередной допрос, он пошел туда один, без адвоката. Там его признали подозреваемым в незаконной торговле органами и участии в транснациональной преступной группировке, после чего посадили в изолятор, а через два дня перевели в СИЗО. Потом уже мы нашли адвоката, он подал жалобу, но суд оставил меру пресечения без изменения.

- Вы сказали, что у вас нет собственного жилья. Вашему мужу платили какие-то дополнительные деньги за операции иностранцев?

- Он получает обычную зарплату как заведующий отделением, а после платных операций ему доплачивают какую-то сумму, я ее размер точно не знаю. Это происходит после того, как пациенты оплачивают услуги клиники в кассу, оттуда потом перечисляют на карточки врачам и медперсоналу, проводившим операцию.

- Скажем, миллион тенге хирургу платили за такую операцию?

- Да нет, что вы! В государственных клиниках не платят столько за операции.

- Ну хотя бы на хорошую машину можно заработать, проведя 18 операций?

- Нет, это не те деньги.

- Как ваш адвокат оценивает ситуацию: действительно ли следствие сумело собрать убедительные доказательства, что проведенные операции были незаконны?

- Нет, адвокат считает, что доказательная база очень слабая. Как я поняла, все документы на операции оформлены должным образом, причем этим занимался не мой супруг. Он ведь не бухгалтер, принимающий деньги, и не юрист, подписывающий договор. Я могу лишь предположить, что раз уже завели уголовное дело, то надо найти виноватого, вот моего мужа и решили сделать крайним. Хотя вы должны понимать: не могут пациент и донор зайти в государственную клинику с улицы и попросить - пожалуйста, пересадите нам почку. Тем более в данном случае речь идет об иностранных гражданах. Я уверена, что администрация учреждения ведет строжайший учет всех пациентов. По логике вещей в документах на операцию должны стоять подписи уполномоченных сотрудников, а не хирургов, но арестовали только моего мужа. Это очень странно.

- То есть заведующий отделением не может завести в клинику 18 реципиентов и 18 доноров, чтобы втихаря их прооперировать?

- Это из области фантастики. Каждая пересадка почек - это сложнейшая процедура, которая невозможна без подготовки, тщательного обследования реципиента и донора, и просто сдать кровь на анализы недостаточно. Не забывайте, что речь идет о платной услуге, то есть операция невозможна без перечисления денег и разрешения бухгалтерии. Еще один момент: операцию проводит бригада хирургов, в одиночку это сделать невозможно.

- В прошлом году в Алматы скончался донор, который продал свою почку. Не было ли каких-то негативных последствий у кого-то из иностранных пациентов вашего супруга?

- Насколько мне известно, жалоб никаких не поступало. Все они после пересадки уезжали к себе домой, по крайней мере, муж не говорил, что кому-то из них понадобилась дополнительная медицинская помощь. Вы должны понимать, что Гани - очень опытный трансплантолог, у него порядка 350 успешных операций, он ведущий специалист в Казахстане по пересадке почек, публичный человек, его знают и уважают. Он должен спасать людей, а не сидеть в изоляторе.

- Нередко в следственный изолятор сажают для того, чтобы подозреваемый стал более сговорчивым…

- Гани держится очень уверенно, наоборот, это он нас успокаивает, чтобы мы не переживали и не нервничали. Он знает, что правда на его стороне, поэтому ни на какие сделки идти не будет. Мой муж ни в чем не виновен, и мы убеждены, что все это просто недоразумение и органы во всем разберутся, Гани вернется в семью и на работу, чтобы и дальше лечить людей.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы Гани КУТТЫМУРАТОВА в Facebook, Нур-Султан

Вместо P.S. Как сообщил телеканал “Астана”, по делу Куттымуратова задержана гражданка Киргизии, которая была переводчиком у доноров. Об этом вчера сообщил адвокат хирурга.

Поделиться
Класснуть