Залётная погода
Казалось бы, какие коррупционные выгоды можно поймать в ведомстве, ответственном за прогноз погоды? Но, оказывается, возможности здорово разбогатеть имеются и там
В начале июля спецсуд по уголовным делам Нур-Султана вынес приговор по громкому делу заместителя гендиректора РГП на ПХВ “Казгидромет” Нуркена СУЛТАНОВА и руководителя карагандинского филиала этого предприятия Романа АНДРИАНОВА. Обоих задержали в минувшем январе и позднее обвинили в получении взятки.
Началось все с прошлогодней победы в госзакупочном конкурсе владелицы фирмы “Спецоснащения” Алии НУРАКИШЕВОЙ. Согласно условиям лота представительница бизнеса должна была поставить в Карагандинскую и Актюбинскую области две стационарные метеостанции (доплеровские метеолокаторы). Это специальные приборы для слежения за масштабными облачными образованиями, наблюдения за интенсивностью осадков и обнаружения опасных природных явлений вроде грозы, града, шквалистых порывов ветра, турбулентности. Один такой локатор к концу 2018 года установили в Жезказгане, второй - в Шалкаре. Было предусмотрено, что из бюджета на новую аппаратуру уйдет 1 миллиард 26 миллионов 144 тысячи тенге. Перед новогодними праздниками после приемки объектов эта сумма упала на банковский счет Нуракишевой. И примерно тогда же на нее вышли высокопоставленные синоптики.
Как выяснилось, Султанов и Андрианов решили сделать ей выгодное предложение: обещали всячески содействовать ее фирме в предстоящих тендерах. Ведь Казгидромет в будущем намеревался приобрести еще девять аналогичных метеолокаторов. Взамен от предпринимательницы требовалось передавать чиновникам 10-процентную долю от суммы госзаказа. И начинать следовало с выплаты вознаграждения за только что установленное оборудование. Стоит отдать должное, синоптики вычли из прибыли Нуракишевой налог на добавленную стоимость и согласились принять не сто с лишним миллионов, а ровно девяносто. А если бы предпринимательница отказалась, то вряд ли бы когда еще сумела посотрудничать с Казгидрометом - ее уверили, что к ведомственным госзакупкам ее больше и близко не подпустят.
Из показаний предпринимательницы: “…29 декабря 2018 года встретились с Андриановым возле столичного ресторана в ЖК “Нурсая-1”. Он приехал на серебристом кроссовере. Узнав меня, он моргнул светом фар, и я села в машину на переднее сиденье. Он, посмотрев по сторонам, чуть-чуть отъехал от кафе. Остановившись, взял наши сотовые телефоны, приоткрыл окно со своей стороны и положил их на капот. Потом спросил, решила ли я вопрос. Я ответила, что смогу дать аванс 3 января…”
После наступления нового года Нуракишева, понимая, что у нее вымогают крупную взятку, решила обратиться с заявлением в КНБ. С подачи следователей она согласилась на внедрение в среду предполагаемых злоумышленников и имитацию преступной деятельности. Дальнейшие встречи с подозреваемыми уже фиксировались скрытой аудио- и видеозаписывающей аппаратурой. 11 января Андрианов назначил встречу Нуракишевой неподалеку от аэропорта “Нурсултан Назарбаев”. Из разговора предпринимательницы с руководителем карагандинского филиала Казгидромета:
Нуракишева (Н.): Вот у меня девять с половиной есть. Вот ты мне говоришь, что изменить “техничку” нельзя. А за что тогда? Я сейчас отдам, а потом я что?
Андрианов (А.): Вот то, что сегодня, я говорю, все нормально. А завтра вы идете, я сам скажу, к кому, заходите, и он вам на пальцах все говорит. Доверия не будет, понимаете? Вы меня поймите тоже… Да, даже там если и будет не задний ход, что-нибудь придумают, переделают, кого-нибудь отсеют, подсеют. Я не знаю, как это будет. Это уже, знаете, если вы свою, вот эту порядочность покажете.
По окончании беседы она передала ему в машине первый транш в размере 9,5 миллиона тенге. А потом попросила организовать встречу с Нуркеном Султановым, чтобы обсудить внесение корректив в тендерную документацию. Вечером они пересеклись в ресторане, где заместитель гендиректора ведомства подтвердил, что Андрианов его человек и деньги надлежит передавать через него:
Султанов (С.): Через него же, ну через него идет, ол менің адамым. Я вот его, наверно, эти веб деген этот все через него будет.
Затем он пообещал переговорить с руководителем Казгидромета Маратом КЫНАТОВЫМ о внесении нужной для предпринимательницы технической спецификации в конкурсные бумаги. При этом попросил у нее деньги на “командировку” в Алматы для разговора с шефом. Нуракишева купила ему билеты на самолет и дала 80 тысяч тенге на расходы. К слову, начальник Султанова не был против каких-либо изменений в документах, если все обойдется без нарушения законов. Сотрудники ведомства, которым была поручена эта работа, уверяли в суде, что закон позволяет вносить поправки, и поэтому они спокойно выполнили поручение. Впрочем, важно то обстоятельство, что Султанов согласился лоббировать интересы частного лица. И предпринимательница из фирмы “Спецоснащения” не скрывала восхищения, когда 17 января он продемонстрировал ей документы с подогнанными под нее данными.
Н.: Красавчиксіз ғой вообще!
С.: Максимальное ускорение как бы!
Следом исполняющая роль взяткодательницы гражданка помчалась на рандеву с Андриановым, чтобы передать ему “40 литров бензина” - так в разговорах были завуалированы миллионы тенге. В действительности же Нуракишева привезла 17 миллионов, после передачи которых Андрианова повязали чекисты. А чуть позже был задержан и Султанов, который ожидал явки подчиненного с деньгами.
Судебные разбирательства вышли несложными. Подсудимые даже не пытались оправдаться: оба признали свою вину во взяточничестве целиком и полностью. Примечательно, что до оглашения приговора они находились на воле под залогом. В зале заседаний ссылались на проблемы со здоровьем и, видимо, рассчитывали получить наказание, не связанное с лишением свободы. Однако судья столичного спецсуда по уголовным делам Адильхан ШАЙХИСЛАМОВ счел, что достойной расплатой за коррупционные подвиги будет внушительный срок заключения. И приговорил Султанова и Андрианова к десяти годам заключения. На момент подготовки материала приговор еще не вступил в законную силу.
Ирина МОСКОВКА, фото с сайтов informburo.kz и kazhydromet.kz, Караганда