15671

Кто ответит за базар?

Владелец рынка “Мизам” доказал в суде, что акимат Алматы не имеет права забирать его землю, но борьба на этом не закончилась

Кто ответит за базар?
Фото с сайта kursiv.kz

Вот уже более полугода продолжается противостояние бизнесмена Досмукана КЕРИМБАЕВА, совладельца рынка “Мизам”, с городскими властями. В конце ноября пресс-служба акимата Алматы официально заявила, что расторгает договор аренды земельного участка, фактически поставив не так давно открывшийся современный рынок под угрозу исчезновения. Как выяснилось, первопричиной столь жестких мер стал неубранный снег, обнаруженный участковым. И вот с тех пор жизнь Досмукана Керимбаева превратилась в борьбу за выживание. О том, как прошли эти месяцы, бизнесмен рассказал в интервью газете “Время”.

- Я раньше даже не знал, где находятся наши суды, а теперь хожу туда как на работу, - смеется предприниматель. - Но если серьезно, то последние полгода мы из судов не вылазим. И я могу сказать, что нам удалось главное: мы доказали, что акимат не имел права отбирать участок арендованной нами земли.

- Давайте, чтобы читателям было понятно, поясним. Ваш рынок располагается на двух участках, правильно?

- Да. Один участок площадью четыре гектара находится в собственности компании, мы его выкупили у банка по рыночной цене, привели в порядок. Соседний участок такого же размера акимат передал нам в аренду, и у нас есть право либо забрать его по кадастровой стоимости, либо продлить соглашение. На это мы и опирались, когда разрабатывали свой проект - вложили деньги, взяли кредиты, потому что были уверены, что землю у нас никто не заберет, можно строиться.

Но потом по непонятным причинам акимат начал активно нас проверять по всем направлениям, и в итоге нашелся тот самый неубранный снег. Затем появилось постановление, что у нас забирают два гектара из четырех арендованных. Этот документ совершенно незаконный, поскольку местные органы власти не имеют права распоряжаться землей по своему хотению. Если есть основания для расторжения договора аренды, акимат обязан обратиться в суд, так гласит нормативное постановление Верховного суда от 2007 года. Там черным по белому написано: есть вопросы к владельцу земли или землепользователю - решай их в суде. В нашем случае чиновники продемонстрировали свою юридическую безграмотность.

- И вам удалось это доказать?

- Да. К сожалению, межрайонный экономический суд наши аргументы не услышал, а вот апелляционная инстанция горсуда Алматы приняла нашу сторону, отменив незаконное постановление. Таким образом, наши доводы полностью подтвердились. Если городским властям так уж приспичило отобрать землю “Мизама”, то делать это надо было через суд, а не с помощью участкового, обнаружившего неубранный снег.

И вы знаете, это не единственное упущение акимата. У нас продолжаются судебные процессы, мы выявили множество любопытных фактов. Например, решение земельной комиссии о лишении нас арендованной земли было принято на основании выявленного нарушения на другом участке земли! Когда на нас натравили все городские службы, чтобы найти хоть какие-то грехи, то было обнаружено, что на принадлежащем компании участке есть постройка с нарушениями. Этот факт в итоге был учтен при рассмот­рении дела об изъятии арендованного участка.

Я попробую объяснить это на простом примере. У вас есть собственная квартира, и вы, допустим, арендуете место на автостоянке. Пришли к вам из домоуправления, обнаружили, что пол на кухне плохо помыт, и на основании этого у вас отобрали... паркинг! Это совершенно не связанные между собой вещи, но в нашем случае именно так все и произошло. И чтобы объективно разобраться в этом вопросе, апелляционная коллегия провела пять заседаний, вызвала сотрудников акимата и тех, кто проводил проверки, все выслушали, все учли и вынесли решение в нашу пользу. Я считаю, это победа здравого смысла: в нашей стране местные органы власти не имеют права отбирать землю, издавая собственные постановления. Хотите что-то забрать - идите в суд и доказывайте свою правоту. А если один человек будет решать, кому давать землю, а кого лишать, это до добра не доведет.

Так что мы преподали чиновникам урок. Я могу без преувеличения сказать, что за нашим процессом следили очень многие бизнесмены, которые также арендуют земельные участки для своих предприятий. Мы об этом знали не только по личному общению, но и благодаря работе национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, которая нас полностью поддержала. Ее представители присутствовали на всех судебных заседаниях, высказывали свою точку зрения, защищали наши интересы не на словах, а на деле.

- А как обстоят дела с выявленным нарушением на вашем участке земли?

- Эту ситуацию тоже изучали в суде. На нашей земле находится торговый павильон со складскими помещениями. Он собран из контейнеров, и когда мы начинали реализацию нашего проекта, законодательство не запрещало строить павильоны из так называемых нестационарных торговых объектов. Нарушение же состоит в том, что эти работы начались без архитектурно-планировочного задания, что и выявила одна из проверок.

Мы тут же обратились в управление архитектуры и градостроительства с просьбой выдать нам этот документ, но получили отказ. Обратились еще раз - снова отказ! В итоге после четырех отказов мы пошли в суд, и уже суд обязал чиновников предоставить нам этот документ. Получается, мы все бумаги оформили, все узаконили, штраф заплатили, объект введен в эксплуатацию, я уже плачу за него налоги, но городские власти подали на нас в суд, требуя снести этот объект, причем чиновники указали сразу четыре причины: якобы постройка стоит вблизи реки, рядом с кладбищем, на красной линии и еще на инженерных сетях! Все это оказалось выдумкой, суд отказал в сносе, но в апелляционной инстанции иск был удовлетворен.

Теперь мы вышли на городские власти с предложением сделать из этого павильона стационарный торговый объект. Для этого мы готовы потратить еще 70-80 миллионов, обшить его панелями, разумеется, с соблюдением всех норм. Проект я передал на самый верх - тишина. А буквально 17 июня, когда акимов переназначали, к нам заявилась целая делегация - полиция, пожарные, судебные исполнители. Вручили бумагу - исполняйте решение суда до

19 июня. У нас площадь павильона 9 000 квадратных метров, там каждый контейнер с восьми сторон приварен. Да мы замучаемся все это разбирать! Вот какой смысл городским властям над нами так издеваться? У нас же работающий бизнес, рабочие места, налоги, все цивилизованно.

- А вы как думаете, какой смысл?

- Я могу только предположить, что это связано с нашей реакцией на репрессии. Поначалу я воспринимал ситуацию как временные трудности: возникло недопонимание, но мы все объясним, все докажем. Мы ведь никого не трогали, это акимат начал войну, разослал через пресс-службу заявление, что мы нарушили меморандум, не вывезли снег, все смешали в кучу, поэтому у нас забирают землю. Даже в Службе центральных коммуникаций наш вопрос поднимался! Мы лишь отвечали на обвинения, причем не переходили на личности, просто разъясняли свою позицию.

В итоге этот конфликт отразился на здоровье моей мамы. Она тоже читала новости, сильно переживала, перенесла инфаркт. Я успокаивал ее как мог, но мама уже не оправилась от болезни... После этой потери у меня отношение к ситуации изменилось, теперь это не просто проблемы с бизнесом. Ситуация ударила по моей семье, и я это просто так не оставлю, буду бороться до конца! Разумеется, не запрещенными законом способами.

На основании судебных решений, где нам уже удалось доказать свою правоту, мы сделали официальное обращение в виртуальную приемную главы государства и попросили привлечь виновных чиновников к уголовной ответственности. В их действиях, на наш взгляд, есть состав нескольких преступлений: служебный подлог, халатность, превышение власти или должностных полномочий. Надеюсь, что рано или поздно вопрос именно так и будет решен.

- А возможность взять паузу и попробовать договориться вы не рассматриваете?

- Думаю, что договориться полюбовно не получится. У меня крепнет ощущение, что это уже не просто попытка поставить отдельно взятого бизнесмена на место, а личная неприязнь - “да как он посмел пойти против системы?!” Неуж­то единственный выход - вызов на дуэль? Неужели пришло время договариваться о месте, времени и оружии, чтобы лицом к лицу решить все вопросы? По крайней мере, я к такому варианту готов и другого выхода просто не вижу. Другой вопрос: будет ли принят вызов?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Когда верстался номер. Вчера днем на территорию рынка “Мизам” прибыли судебные исполнители в сопровождении сотрудников полиции и службы спасения, а также строительной техники. В общем, все, как и предполагал Досмукан Керимбаев ...

Поделиться
Класснуть