Клуб наркопутешественников
Подробности вербовки карагандинцев в международный канал по перевозке кокаина из Латинской Америки
В Караганде начался судебный процесс международного масштаба. На скамье подсудимых оказался 25-летний гражданин Иордании Амер Бассам Салеем САЛАМЕХ. Этот человек два года назад активно вербовал местную молодежь в наркобизнес. Из-за него две карагандинки оказались под стражей в Бразилии. Корреспондент газеты “Время” выяснил подробности, о которых не говорили ранее казахстанские дипломаты и полицейские.
В августе 2017 года сотрудники нашего МИД заявили об освобождении из тюрьмы Сан-Паулу карагандинки Славяны МИНЕВСКОЙ, которой на тот момент исполнился 21 год. В солнечную Бразилию ее занесло не праздное любопытство, а желание заработать хорошую сумму денег. Она не предполагала, что знакомый человек использует ее в противозаконных целях, попросив перевезти партию алмазов. В итоге разыгрались события, схожие со сценарием известного сериала “Бангкок Хилтон”. В аэропорту Сан-Паулу в сумке ничего не подозревающей девушки обнаружили кокаин весом 1 килограмм 911,8 грамма. Свертки с зельем были спрятаны в мультиварках. Разумеется, Миневскую тут же взяли под стражу и обвинили в контрабанде наркотиков. Ей грозило до 15 лет лишения свободы. Однако казахстанским дипломатам, которым помогали правоохранительные органы, через несколько месяцев удалось вызволить девушку из тюрьмы. Ее освобождение можно назвать чудом, поскольку вербовщики подставили по той же схеме еще одну карагандинку Ксению ЧЕРНИКОВУ, которую бразильское правосудие приговорило к семи годам заключения.
Как же провинциальных девчонок угораздило стать пешками в игре международных наркодельцов? Началось все с романтики. В 2016 году 24-летняя жительница Караганды Евгения КОНЦЕВИЧ, по ее признанию, доставила из Бразилии в Королевство Камбоджа партию наркотиков. Эту поездку, к слову, подтверждают ее фотографии в Инстаграме на фоне пальм и достопримечательностей камбоджийской столицы Пномпень. Там она познакомилась с гражданином Иордании Амером Саламехом. Примерно в декабре того же года он прилетел в Казахстан и стал проживать совместно с Концевич. Девушка считала, что у них серьезные отношения. Втеревшись в доверие, иностранец однажды пожаловался Евгении на проблемы с боссом. Он якобы требовал найти девушек-курьеров для перевозки алмазов из Бразилии в Камбоджу. Если Саламех не выполнит это указание, то потеряет работу. Концевич прониклась трудностями возлюбленного и вызвалась подыскать подходящие кандидатуры. При этом она понимала, что будущие жертвы вербовки на самом деле будут перевозить наркотики и рисковать своей свободой. Однако говорила им о “совершенно законной” транспортировке драгоценных камней. К тому же сулила за турне по другим странам неплохое вознаграждение: от трех до четырех тысяч долларов.
Первой путешественницей стала приятельница вербовщицы Славяна Миневская. Вообще-то, ее уговаривали полететь навстречу приключениям не одну, а вместе с бойфрендом. Пара даже выслала Концевич и Саламеху копии своих паспортов для покупки авиабилетов. Но потом парень Миневской, словно почуяв неладное, сообщил “работодателям” об отказе от поездки. А вот Славяна втайне от него и родственников все-таки решила подзаработать. 15 января она сказала маме, что уехала с другом на отдых в Каркаралинск. Но на самом деле через Алматы вылетела по маршруту Гонконг - Арабские Эмираты - Бразилия. По информации сотрудников МИД, карагандинку в Сан-Паулу более двух недель продержали в каком-то доме, запрещая выходить на улицу. 6 февраля ей вручили сумку и велели ехать в аэропорт Гуарульюс. Согласно инструкциям она должна была доставить груз в Ереван, после чего могла вернуться на родину. Однако была поймана и арестована полицейскими.
Несмотря на неудачу, Концевич и ее иорданский ухажер продолжили поиски курьеров. 4 февраля из Астаны через Дубай в Сан-Паулу отправилась 20-летняя Ксения Черникова. Своей матери она сообщила, что проходит какой-то квалификационный тест на знание иностранного языка. Ее также задержали в аэропорту 18 февраля с двумя килограммами кокаина.
Между тем в качестве потерпевших в уголовном деле выступают шесть карагандинцев. Помимо Черниковой и Миневской таким статусом наделены парень Славяны и еще три девушки. Для одной из них Евгения Концевич даже раскошелилась на изготовление паспорта. Но, получив его в ЦОНе, потенциальная жертва отказалась от поездки и вернула деньги за документ. Другая тоже решила не рисковать. А третья дала вербовщикам от ворот поворот, когда узнала, что под стражу за границей угодила ее знакомая Миневская.
Правоохранители вышли на этих людей после того, как представители казахстанского посольства в Бразилии встретились в тюрьме со Славяной и узнали, по чьей прихоти она там оказалась. Евгению Концевич тут же взяли в оборот, и она призналась в вербовке приятельниц ради помощи любимому человеку. Амеру Саламеху тогда удалось скрыться, поэтому его подружка предстала перед лицом Фемиды в одиночестве. К сожалению, следствие и разбирательства в Казыбекбийском райсуде Караганды затянулись до августа 2017 года. И приговор, где Концевич дает признательные показания о вовлечении девушек в наркоперевозки обманным путем, сыграл существенную роль лишь для Миневской. Суд города Сан-Паулу счел ее потерпевшей от деятельности международной преступной группы и освободил. А Ксения Черникова получила свой семилетний срок еще в мае 2017 года, когда столь веских козырей, как для Славяны, у наших дипломатов еще не имелось.
Зато с подачи наших полицейских по линии Интерпола была объявлена настоящая охота на иорданца Амера Саламеха. Как ранее сообщали представители МВД, они совместно с Министерством иностранных дел и при поддержке управления по борьбе с наркотиками США смогли-таки отыскать напакостившего в нашей стране беглеца. Его задержали в ноябре 2017 года в Грузии в тбилисском аэропорту. После соблюдения необходимых формальностей Саламеха этапом доставили в Караганду. В Казыбекбийском райсуде состоялись предварительные слушания по его делу. По всей вероятности, ему, как и приговоренной ранее к 6 годам и 8 месяцам заключения Концевич, не отвертеться от обвинений в вовлечении казахстанских граждан в международный наркотрафик. Впрочем, предстоящий процесс покажет, насколько он в действительности виноват.
Ирина МОСКОВКА, фото из интернет-ресурсов, Караганда