3473

Фейк от акимата

Вот все говорят, что мы живем в эпоху фейковых новостей, подразумевая, что этим грешат блогеры, страдающие от безделья авторы различных рассылок, а иногда и СМИ. Мы же стали замечать другое - фейковые заявления у нас делают даже чиновники. Корреспондент газеты “Время” дважды направила акиму Павлодара запрос с простыми вопросами и оба раза получила ответ, вызывающий большие сомнения.

Фейк от акимата
Вырубка в парке “Денсаулык”.

Первый откровенный фейк прозвучал из уст акима Павлодара Ануара КУМПЕКЕЕВА в феврале этого года со сцены городского Дворца культуры им. Естая во время итоговой отчетной встречи с населением. Градоначальника тогда никто не тянул за язык, но он решил прилюдно ответить на вопрос газеты “Время”, заданный ранее, и назвать имя ученого, который проводил исследования в пойме Иртыша, где власти мечтают вырубить шесть тысяч деревьев, чтобы построить гребной канал. Нашу газету интересовало, кто может гарантировать, что после вырубки леса здесь не поднимутся грунтовые воды.

- Меня регулярно спрашивают журналисты о том, кого мы привлекали (к исследованию поймы. - О. В.). Это инженер-лесопатолог семейского структурного подраз­деления РГКП “Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр” ТУРЛЫБЕКОВ. Запишите, и все вопросы касаемо вырубки/невырубки, проредить/не проредить - это к нему, - ответственно заявил тогда аким.

Мы очень удивились и, ра­зумеется, отыскали этого лесопатолога. На запрос павлодарских журналистов руководитель РГКП “Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр” комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК Елена БОРИСЕНКО сообщила: “Никаких рекомендаций по вырубке деревьев в акте нет, так как санитарное состояние леса удовлетворительное. Оценка уровня грунтовых вод и возможного его изменения не входила в задачу инженера-лесопатолога Каршыги Турлыбекова. Профессиональную оценку в отношении изменения уровня грунтовых вод дают специализированные организации в области водных ресурсов”.

Сам же Каршыга Турлыбеков добавил, что, наоборот, давал рекомендации очистить лес от мусора и сохранить произрастающий там редкий и исчезающий шиповник Павлова.

К слову, власти пообещали компенсировать шесть тысяч выруб­ленных в пойме деревьев высадкой 23 тысяч саженцев. Однако, когда биолог Татьяна ПОНОМАРЕВА спросила, где же их собираются брать, поскольку в регионе нет питомника, ответить не смогли.

Вообще, за последние три года в Павлодаре стараниями властей уничтожается уже третий оазис. В Ворушинском парке, где росло шесть тысяч здоровых крупных деревьев, которые защищали город от выбросов алюминиевого завода, за 300 миллионов тенге, полученных по меморандуму от тех же алюминщиков, сделали просеки. Вырубили тысячу деревьев, оставшиеся перестали справляться с грунтовыми водами - и весь парк погиб. Половину горсада отдали фирме под строительство аквапарка. Продолжают уничтожать самый красивый сквер “Денсаулык”, расположенный в центре города. Один кусок этого сквера отдали известной фирме “Хаги-Павлодар”, которая немедленно снесла сотню берез и строит на этом месте трехподъездный дом из красного кирпича с коммерческими квартирами. Еще одну часть продали за смешные 80 долларов за сотку под строительство банка, которое вот-вот начнется.

При этом всякий раз власти утверждают, что взамен вырубленных деревьев высаживаются новые из расчета один к пяти. Если бы это было действительно так, павлодарцы жили бы в лесу.

Я решила узнать, где же он, тот лес, и 3 апреля направила на имя акима города первый запрос. Спрашивать старалась как можно понятнее и доступнее, чтобы аппарат акима мог уяснить, чего я от него хочу.

“По каким адресам, кому и в каком количестве давались разрешения на снос деревьев в городе в 2017, 2018 и 2019 годах? - интересовалась я. - По каким адресам и в каком количестве были произведены компенсационные посадки деревьев взамен снесенных - по каждому факту отдельно? Кто занимался посадками и где приобретался посадочный материал?”

Получив ответ, я надеялась убедиться, что все массовые вырубки в городе, на которые обращали внимание павлодарцы, были официально оформлены и власти о них как минимум знают. Кроме того, рассчитывала проехать по адресам компенсационных посадок, пересчитать саженцы, убедиться, что они прижились, а не были брошены на произвол судьбы, не засохли и лет через десять смогут очищать наш воздух так же, как это делали их предшественники - вырубленные взрослые деревья.

В ответ руководитель ГУ “ОЖКХ, ПТ и АД” К. ЖАКУПОВ сообщил: “С 2017 по 2019 год была произведена компенсационная посадка по адресам: автодорога №16, автодорога №1, Второй Павлодар, резервуар-накопитель на территории павлодарского государственного технологического колледжа, мкр. “Сарыарка”. За указанный период с 2017 по 2019 год в городе Павлодаре высажено 35 324 дерева и кустарника”.

Ни названий фирм, ни хотя бы конкретного километража автодорог - иди сама ищи. Более того, указанная в ответе цифра показалась мне очень знакомой. Так и есть, буквально в феврале этого года

тот же горотдел ЖКХ сообщал в СМИ: “...За указанный период с 2014 по 2018 год в городе Павлодаре высажено 35 324 дерева и кустарника”. Так за какой указанный период насажали этот лес: с 2017 по 2019 год или с 2014 по 2018-й? Или просто кто-то из чиновников сильно любит число 35 324, вот и сует его куда может?

11 апреля я отправила повторный запрос, где постаралась спросить еще понятнее: “1. По каким адресам (пересечение улиц, километраж дорог, расположенные рядом дома и прочие объекты), кому (название компаний и организаций) и в каком количестве давались разрешения на снос деревьев в городе в 2017, 2018 и 2019 годах - по каждому году отдельно? 2. По каким адресам (пересечение улиц, километраж дорог, расположенные рядом дома и прочие объекты), кем из вышеперечисленных фирм и компаний, получивших разрешение на снос, и в каком количестве были произведены компенсационные посадки деревьев взамен снесенных - по каждому факту отдельно?” В ответ узнала, что “за указанный период с 2018 по 2019 год в городе Павлодаре высажено 18 244 дерева и 400 п. м кустарников”.

Из чего делаю вывод, что либо никто в городе и не думал ничего высаживать взамен вырубленных парков и скверов из расчета один к пяти, либо все высаженное засохло, а от акима города его подчиненные тщательно скрывают эту информацию, чтобы не расстраивать. Тем не менее просим считать эту статью третьим запросом по компенсационным посадкам в Павлодаре и ждем ответа на вопросы по существу.

P.S.Между тем, по данным департамента экологии, в 2018 году предприятиями Павлодарской области в атмосферу выброшено 716,23 тысячи тонн вредных веществ, что на 98 тысяч тонн, или на 15,9 процента, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По вредным выбросам на душу населения Павлодар занимает первое место в республике.

Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар

Поделиться
Класснуть