10829

Остались за бортом

37 выпускников Академии гражданской авиации не могут устроиться на работу из-за Тоты АМИРОВОЙ, усомнившейся в подлинности их летных сертификатов.

     На прошлой неделе наша газета опубликовала материал, посвященный странностям в обучении и.о. заместителя председателя комитета гражданской авиации Тоты Амировой. В распоряжении редакции оказались документы, подтверждающие тот факт, что высокопоставленная чиновница незаконно получила диплом об окончании колледжа при Академии гражданской авиации в далеком 2000 году. Поступала госпожа Амирова на инженерный факультет академии, чтобы после четырех лет обучения получить высшее образование и квалификацию пилота, но выпустилась из учебного заведения через два года. При этом в ее бумагах была такая путаница, что даже удивительно, почему ей в итоге разрешили летать. Однако спустя 18 лет специально созданная комиссия доказала, что диплом был выдан с огромными нарушениями (см. “Давайте, Тоты, учиться!”, “Время” от 13.12.2018 г.).

Резонанс от этой публикации получился невероятный - споры о том, имеет ли право Тоты Амирова занимать высокую должность в госорганах, продолжаются в социальных сетях до сих пор. А еще в редакцию обратилась целая группа выпускников Академии гражданской авиации, рассказавших о том, какую роль в их жизни сыграла зампред КГА Тоты Серикказыевна. Двое из этих 37 человек дали интервью корреспонденту “Времени”.
- В августе 2017 года при выполнении учебного полета погибли студент 3-го курса и инструктор, - объясняет один из выпускников Нурсултан ДАУЛЕТБАЕВ (на снимке).

- После этой трагедии нашему учебному центру Training Center Part-FCL комитет гражданской авиации запретил все полеты, а мы не успели пройти практику. По программе за последний год обучения каждый из нас должен был отлетать 67 часов на одномоторном самолете и 13 часов на двухмоторном. И тогда нас отправили за границу.
- Поначалу еще была надежда, что мы продолжим проходить практику в Алматы, - говорит Темирлан ЗЕЙНЕНОВ (на снимке).

- А к октябрю стало ясно, что придется ехать в Болгарию. Я был среди тех, кто поехал в Софию. Нам обещали, что там еще месяц будет тепло и солнечно, но неожиданно рано начался сезон дождей, был сильный ветер. Поэтому мы практически не летали. Тогда руководством было принято решение переправить нас в Испанию. Причем в городок Рекена мы добирались своим ходом - то есть на учебных самолетах. Там была хорошая погода. Еще добавились ребята из Алматы. Все вместе мы закончили практику, набрали нужное количество часов. Вернулись в Алматы, в феврале этого года сдали государственные экзамены и документы для получения лицензии пилота...

Обычно проверка документов выпускников занимает около месяца. Но прошел один месяц, потом второй - комитет гражданской авиации молчит.
- В апреле несколько человек получили лицензии, в том числе и я, - говорит Нурсултан Даулетбаев. - Мы просто сдавали документы первыми. Но основная группа застряла. В академии не знают, с чем это связано. Тогда я, как староста группы, и еще пара человек отправились в Астану, чтобы узнать в КГА, что случилось с документами. Просились на прием к председателю комитета Талгату ЛАСТАЕВУ - он нас не принял. В итоге попали к министру по инвестициям и развитию Женису КАСЫМБЕКУ, там же был его заместитель Роман СКЛЯР, курирующий авиацию. Ну и Тоты Амирова. Говорила в основном она, причем особо не выбирая выражений. Она обвинила нас в том, что мы на самом деле не летали, а ездили в Испанию купаться в море и загорать и что она не позволит таким, как мы, садиться за штурвал самолета.
Как оказалось, у комитета гражданской авиации возникли вопросы к учебному центру в Болгарии, где проходили практику казахстанцы.

- Тоты Амирова заявила, что мы не летали на двухмоторном самолете, потому что его не было в Испании, - говорит Темирлан Зейненов. - Но это не так. У нас и фотографии есть с бортовым номером, и инструкторы наши слова подтверждают. Более того, впоследствии из Болгарии пришли новые сертификаты, подтверждающие наши полеты на этом самолете.
- Причем нам пришлось встречаться с Амировой несколько раз, - горячится Нурсултан Даулетбаев. - Если в Астану мы летали втроем, то в Алматы собрались все 37 человек, у нас была встреча в “КазАэроНавигации”. Договорились на конкретный день, но зампред не пришла, отправила вместо себя подчиненного. Мы настаивали, чтобы Амирова встретилась с нами лично. На следующий день она зашла в помещение, где мы собрались, и сразу же начала на нас кричать: “Вы кто такие, чтобы мной командовать? Я не обязана вашими липовыми документами заниматься!” Одного из наших ребят она даже выгнала из зала, потому что он посмел ей перечить. А мы его тоже можем понять - он женился, стал отцом, но не может найти работу. В итоге с огромным трудом к концу августа этого года нам всем выдали лицензии. Я сам ездил в Астану, чтобы их забрать. Мне Амирова в кабинете сказала: “Ты все равно не будешь летать, все равно придешь ко мне за разрешением на полеты, а я тебя не допущу”. Если честно, она мне таких слов наговорила, что даже неудобно рассказывать. По ее словам, баранов мне надо пасти, а не летать.

Но даже получив документы на руки, почти 40 будущих пилотов не могут устроиться на работу.
- Мы находимся в каком-то не­официальном черном списке, - разводит руками Темирлан Зейненов. - Крупные авиакомпании приглашают нас на собеседования, мы подходим для работы по всем параметрам. Но потом они забирают документы на проверку, после чего объясняют, что в КГА нам запрещают летать. Конечно, есть вариант - пройти дополнительное обучение в авиакомпании, потратить еще два года и взять на себя стоимость курса. Но для чего мы тогда учились пять лет, чтобы потом учиться еще два года?
В таком подвешенном положении дипломированные летчики находятся уже без малого год.
- Нас подозревают в подделке сертификатов, хотя как мы могли это сделать, если документы печатали и подписывали за границей? - удивляется Нурсултан Даулетбаев. - Но мы предлагали Амировой: вы же можете нас проверить, пожалуйста, организуйте тест, продемонстрируем свои навыки в полете, но она не хочет. Мы понимаем, что у комитета гражданской авиации какой-то конфликт с руководством академии, а мы стали жертвой этих разборок. В итоге не можем найти работу, сидим по домам, теряем квалификацию, истекают сроки действия документов, медицинских проверок и т. п. А это означает, что нам надо тратить деньги, чтобы заново проходить переобучение, медкомиссии, психотесты и так далее...

Ситуация выглядит совершенно безвыходной. Казахстанским авиакомпаниям нужны пилоты, но выпускников Академии гражданской авиации они нанять не могут. У ребят есть на руках документы, разрешающие им летать, но за штурвал их не пускают.
- И вот теперь мы читаем статью в вашей газете, где написано, что диплом Тоты Амировой аннулирован и она стала летчицей благодаря фиктивному документу, - удивляется Нурсултан Даулетбаев. - И у нас возникает логичный вопрос: а какое она имеет право на всю страну критиковать наши сертификаты, если у нее самой проблемы с документами?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

P.S. Мы неоднократно предлагали Тоты Амировой выступить на страницах нашей газеты, однако чиновница наотрез отказывается это делать. В связи с этим мы приняли решение опубликовать на сайте газеты документы, подтверж­дающие тот факт, что полученный ею диплом колледжа Академии гражданской авиации выдан с нарушениями.

 

 

Поделиться
Класснуть