4296

Подрывные проекты

Как сельский чиновник действительность приукрашивал

     Предположение о том, что некоторые наши руководители и простой народ живут в параллельных мирах, не такое уж и предположение. Наделенные властью бастыки в своем мире (а точнее - на бумаге) могут строить дома и водопроводы, вводить их в эксплуатацию и отчитываться об успешной реализации гос­программ. Между тем в другой реальности жители глубинки продолжают куковать без воды и крыши над головой. Правда, иногда эти разные миры соприкасаются, и тогда возбуждаются уголовные разбирательства. На этот раз с небес на скамью подсудимых опустили руководителя отдела строительства Шетского района Карагандинской области Серика МУСАГУЛОВА.

Серик Дюсембаевич до 2014 года возглавлял отдел жилищной инспекции города Шахтинска. Согласно сведениям о доходах и имуществе, размещенным на сайте местного акимата, имел немного: должностной оклад в размере 138 тысяч 376 тенге, пенсионные накопления в сумме 777 тысяч и дом в селе Аксу-Аюлы. В общем, на матерого коррупционера не тянул. Затем продолжил служить государству в родном для себя Шетском районе. Получил там должность руководителя отдела строительства. А спустя четыре года его чистую биографию подпортили жесткие выводы следствия: “Своими незаконными действиями Мусагулов причинил существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства в виде подрыва авторитета государственной власти путем неисполнения государственных программ”.
Разумеется, статус коварного подрывника чиновник обрел неспроста. Напомним, в 2016 году правительство страны утвердило программу “Нђрлы жер”. Она объединила сразу несколько прежде существовавших - “Развитие моногородов”, “Модернизация жилищно-коммунального хозяйства”, “Развитие регионов” и “Ақ бђлақ”. В регионы хлынули потоки денег из Нацфонда. Один финансовый ручеек, дополненный вливаниями из бюджета Карагандинской области, достиг и Шетского района. В 2017 году в поселке Акжал начали строить 12-квартирный дом стоимостью 64 млн. 624 тыс. 548 тенге. Кроме того, отдельным траншем выделили почти 32,5 млн. тенге на прокладку к нему инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Примерно в тот же период в селе Аксу-Аюлы стали возводить двух­этажное четырехквартирное строение типа таунхаус и прокладывать к нему все необходимые коммуникации. Общая сумма работ и материалов потянула на 32 млн.
93 тыс. 662 тенге. Но, пожалуй, самая лакомая доля от испеченного Нацфондом пирога перепала поселку Агадырь. Там собирались строить новый водовод и ремонтировать внутриквартальные водопроводные сети. На этот проект предназначалось аж 145 млн.
779 тыс. 945 тенге.
Главный строитель района Серик Мусагулов внимательно наблюдал за ходом всех работ. И скрупулезно вносил важные сведения об этапах их выполнения в документы. В его отчетности значилось, что подрядчики оперативно справлялись с намеченными объемами и потому на их счета периодически падали деньги от заказчика.
Строившее в поселке Акжал дом ТОО “Корпорация “МСК-строй” с августа по декабрь прошлого года предоставляло чиновнику акты выполненных работ, и на основании этого Мусагулов перед новогодними праздниками полностью рассчитался со строителями и ввел жилье в эксплуатацию. По такой же схеме деньги переводились проводившему в Акжале коммуникации ПК “АСПАП”, поднимавшему в Аксу-Аюлы таунхаус ТОО “Шет-строй” и прокладывавшим водопровод в Агадыре работникам ТОО “Наладочный центр Темиртау”.
Складывается просто идеальная картинка. И подрядчики все не пришлые, а из одного региона. И сроки строительства никто из них не сорвал. И грамотным освоением государственных денег можно похвастать. И за все это премию за хорошие показатели получить! Но благостную реальность чиновника Мусагулова внезапно взорвала ревизионная комиссия областного уровня. Проверяющие не просто покопались в бумажках, а проехались по населенным пунктам, чтобы взглянуть на воздвигнутые в рамках важной госпрограммы объекты.
На момент ревизии 12-квартирного дома в Акжале выяснилось, что его ввели в эксплуатацию как-то уж слишком преждевременно. В действительности он даже не был достроен! Забегая вперед, отметим, что до ума этот дом довели только в марте 2018 года. Между тем ревизоры обнаружили еще и факт завышения стоимости выполненных работ на 34 с лишним млн. тенге. А судебно-строительная экс­пертиза показала, что невыполненный объем работ потянул на без малого 11 “лимонов”. Понятно, что и инженерно-коммуникационная инфраструктура тоже была далека от идеала. Недоделок насчитали на 17,6 млн. тенге.
В Агадыре, где укладывали водопровод, ревизионная комиссия продолжила подсчитывать недочеты. Там они потянули на 24,4 млн. тенге. А таунхаус в Аксу-Аюлы оказался незавершенным на сумму чуть более 2 млн.
Получал ли Серик Мусагулов какое-либо вознаграждение от подрядчиков за перечисление предоплаты, следствию доказать не удалось. Но зато злоупотребления полномочиями он отрицать не стал. В обвинительном акте мотив махинаций с отчетностью звучал в такой формулировке: “во избежание дисциплинарного наказания за неосвое­ние бюджетных денежных средств и желание приукрасить действительное положение вещей”.
Примечательно, что Серика Дюсембаевича в суд таскали дважды. Упомянутые выше эпизоды сыщики разбили на два уголовных дела. И по обоим Мусагулов пошел на заключение сделки с прокуратурой о признании вины. Благодаря чему серьезно не пострадал: он получил в общей сложности три с половиной года ограничения свободы. Кроме того, Шетский райсуд “наградил” его пожизненным лишением права работать на госслужбе.

Ирина МОСКОВКА, фото с сайта novoetv.kz, Караганда

Поделиться
Класснуть