Отряд быстрого игнорирования,
Куда исчезли служебные вертолёты алматинской полиции?
На днях государственный обвинитель по уголовному делу экс-акима Алматы Виктора ХРАПУНОВА и его подельников Алмас БАЙБАРАКОВ на судебном процессе сделал сенсационное заявление: в этом скандальном уголовном деле могут появиться новые факты преступных схем, в свое время организованных тогдашним градоначальником. Хотя прокурор не стал озвучивать подробности вновь открывшихся обстоятельств, очевидно одно: еще не все темные делишки бывшего акима попали в уголовное дело, которое насчитывает - ни много ни мало! - 400 томов. Больше материалов было, пожалуй, лишь в самом громком коррупционном деле, получившем известность как “хоргосское”…
Стоит напомнить о главных фигурантах дела Храпунова: это Виктор и Лейла ХРАПУНОВЫ, Айяр ИЛЬЯСОВ (криминальное трио последние десять лет скрывается от правосудия в Швейцарии), Куандык БИСКУЛЬТАНОВ, Алтай КАСЫМОВ, Яков ЗАЯЦ, Абай САПАРОВ, Серик ЕСМУКАНОВ, Айнакуль САДЫКБАЕВА, Абдул-Газиз МУКАШЕВ, Абылайхан КАРЫМСАКОВ и Габиден КАЙЫМСУЛТАНОВ - сплошь весовые в свое время фамилии. По версии следствия, экс-аким создал организованную преступную группировку (ОПГ), которая промышляла хищениями, мошенничеством, злоупотреблениями должностными полномочиями, мздоимством и легализацией похищенного имущества. По делу проходит 212 свидетелей, государству причинен внушительный ущерб в 250 миллионов долларов.
Между тем внимание борцов с коррупцией может привлечь еще одно “вновь открывшееся обстоятельство”. Речь о создании авиаотряда тогдашнего ГУВД Алматы и покупке двух вертолетов Ми-34С, которые обошлись городской казне в 800 тысяч долларов.
…Апрель 2003 года. Центральная площадь Алматы. Тысячи полицейских построились квадратом по периметру, а в середине помимо новых служебных автомобилей сверкают на солнце голубыми бортами две вертушки. Начальник ГУВД генерал-майор милиции Калмуханбет КАСЫМОВ в отутюженном кителе общается с журналистами, временами поглядывая на наручные часы. Командующий полицейским парадом застыл в ожидании, но Калмуханбет Нурмуханбетович отмашку начинать не дает - ждет, когда на площадь въедет черный “мерин” мэра Виктора Храпунова. Полчаса ожидания, час…
Внезапно среди елок мелькнула фигура градоначальника, помощник Касымова подбежал к нему со словами: “Шеф, аким!” - и оттеснил журналистов. Чеканя шаг, генерал подошел к Храпунову с докладом, взял под козырек. Около часа аким Алматы осматривал технику, вручал ключи от служебных машин и благодарственные письма наиболее отличившимся стражам правопорядка. Все ждали финала. Наконец лопасти двух вертолетов стали вращаться, набирая обороты: командир авиаотряда ГУВД подполковник Кайрат КУАНГАЛИЕВ доложил Касымову о готовности к взлету. Шеф городской полиции не стал садиться в вертушку, но любезно открыл дверь Виктору Храпунову. Перед тем как сесть в кабину, Храпунов сообщил журналистам: мол, в случае успешной эксплуатации вертолетов акимат Алматы в будущем намерен закупить еще несколько винтокрылых машин - речь шла об 11 летательных аппаратах этого класса.
Запахнув полы длинного кожаного плаща, градоначальник уселся в Ми-34С, за штурвалом - летчик Куангалиев, профессиональный пилот внутренних войск, специально учившийся в Подмосковье управлять этим геликоптером. Вертушка взмыла в небо, но едва поднявшись метров на десять, попала в поток воздуха: Ми-34С стало крутить как щепку, и вертушка резко пикировала вниз. Справедливости ради отметим: только профессиональные навыки спасли дорогую технику и не менее дорогого градоначальника от крушения - подполковнику Куангалиеву удалось развернуть легкий одномоторный вертолет против ветра и посадить его на площадь. Правда, посадка была жесткой…
Наблюдавшее за полетом акима полицейское начальство приобрело бледный вид в ожидании нагоняя. Но мэр южной столицы нашел в себе силы улыбнуться: мол, хорошая техника, очень маневренная.
- Для контроля криминальной обстановки в городе мы приобрели два вертолета. Они одни из самых надежных и дешевле американских и французских аналогов. Теперь куда бы ни попытался скрыться преступник, его с воздуха будет преследовать вертолет, - делился своими впечатлениями от первого полета градоначальник.
Позже микрофон взял заметно успокоившийся Касымов. Он долго говорил о борьбе с преступностью, в том числе с уличной. Рассказывал о том, что “введение в строй полицейской авиации позволит органам внутренних дел Алматы выйти на современный уровень работы: авиационная техника расширит возможности служб и подразделений. В частности, при оказании воздушной поддержки наземным нарядам полиции в розыске и задержании преступников по горячим следам, осуществлении совместных действий со спецподразделениями полиции, проведении воздушного патрулирования, ведении поиска в горах и других труднодоступных районах”.
- Стоимость вертолетов - 800 тысяч долларов, - сообщил Калмуханбет Касымов. - С горючим проблем не будет. Ежегодные расходы на эксплуатацию обоих вертолетов, включая топливо, расходные материалы, аэронавигационное обслуживание, составляют порядка 25 миллионов тенге. Место дислокации - авиаполк сил воздушной обороны, там же - дежурная часть для вертолетов службы “02”. Состав авиакоманды ГУВД - четверо пилотов и пятеро техников. В будущем летный штат будет расширен: акимат обещает купить нам еще несколько машин.
Говорил генерал о том, что Ми-34С позволяет обеспечивать наблюдение за обстановкой в мегаполисе на высоте до 300 метров в дневное и ночное время, пилоты смогут освещать места событий с воздуха и оповещать находящихся на земле людей через громкоговорители. Сотрудники новоиспеченного авиаотряда - действующие летчики внутренних войск МВД - прошли специальный курс и получили допуск к полетам в городских условиях.
- В настоящее время разрабатываются маршруты полетов, постоянно в воздухе будет находиться одна машина. Для их экстренной посадки в городе выбрано 34 точки. Кроме этого аким Алматы принял постановление, согласно которому все высотные здания, строящиеся в мегаполисе, в обязательном порядке должны быть оборудованы вертолетными площадками на крыше, - заявил на брифинге Касымов.
В общем, после столь шикарной презентации дело было за малым - получить разрешение на полеты над городом от комитета гражданской авиации и других служб, имеющих прямое отношение к эксплуатации летательных аппаратов. Позже, когда Виктора Храпунова (еще не попавшего в опалу) на посту сменил Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, он поставил перед руководством полиции Алматы задачу решить проблемы с уличными пробками. Однако, судя по дальнейшему развитию событий, авиаотряд ГУВД разрешения на полеты так и не получил: по крайней мере, гаишники продолжали обследовать заторы на дорогах с высоты птичьего полета на вертолетах МЧС, которые брали в аренду. Однажды и мне с фотокором газеты Владимиром ТРЕТЬЯКОВЫМ довелось полетать в окрестностях южной столицы на чеэсном Ми-8.
А что же хваленые Ми-34С? Вот тут-то и начинается самое интересное. Журналисты, понятное дело, стали выяснять, почему полицейские вертушки простаивают в ангарах. И всплыли шокирующие подробности. В интервью одному изданию Кайрат Куангалиев прямо заявил: мол, если бы летчики ГУВД сами выбирали летательные аппараты, они бы не сделали столь чудовищной ошибки. Как выяснилось, ни градоначальник Храпунов, ни полицмейстер Касымов не были достаточно компетентными в летных вопросах. По словам командира авиаотряда ГУВД, Алматы расположен над уровнем моря на высоте более 900 метров, а вертолеты Ми-34С испытывались в московском небе (где обучались и наши пилоты). На многих подмосковных аэродромах превышение над уровнем моря не более 100 метров. Как заявили полицейские летчики, эта модель сырая и летать на ней над Алматы практически невозможно.
Однако, когда покупали вертолеты для ГУВД, мнением летчиков вообще не интересовались. Кроме того, при подписании контрактов в документах почему-то не оговорили технические характеристики вертолетов, что как минимум вызывает вопросы: ведь при покупке автомашины водитель оценивает не только плавные изгибы кузова, но и технические возможности железного коня. А тут - целый вертолет! По словам пилотов ГУВД, когда их обучали летному искусству на Ми-34С, им говорили: вы поднимаетесь в воздух на машине с двигателем в 325 лошадиных сил, но у себя на родине будете эксплуатировать более мощные вертушки - с 370 скакунами под винтом.
Но в итоге что-то не срослось, и алматинскую полицию вооружили серийными машинами - в те годы более мощный движок для этой модели существовал лишь в виде экспериментального образца. А на его доводку заводу-изготовителю требовалось еще около четырех миллионов долларов. С учетом географического расположения Алматы пилоты однозначно заключили: полеты на Ми-34С в южной столице не просто невозможны - они опасны! Правда, спросить за это было не с кого: к этому времени Калмуханбет Нурмуханбетович уже рулил полицией Алматинской области, а Виктор Вячеславович командовал свежесозданным Министерством по чрезвычайным ситуациям...
Оставшиеся не у дел Ми-34С пытались сосватать службе спасения Алматы и даже прикомандировали к ним авиаотряд ГУВД, но реальной пользы эти вертушки так и не принесли - простояв без дела в ангарах авиаполка сил воздушной обороны, они “переехали” оттуда на территорию алматинского авиаремонтного завода №405. В конце концов руководство службы спасения Алматы приняло решение обе вертушки продать по причине несоответствия их технических характеристик современным требованиям работы спасателей. Вот как объяснили непростую ситуацию в пресс-службе ССА: “Дальнейшее использование вертолетов было нецелесообразно из-за их конструкционных особенностей, а также из-за необходимости капитального ремонта редукторов с продлением ресурса двигателей на заводе-изготовителе в РФ и высокой стоимости обслуживания...”
Позже выяснилось, что рекомендацию сбагрить вертушки спасатели получили от городского маслихата в апреле 2011 года. Стартовая цена Ми-34С 2002 года выпуска была определена в 139,5 миллиона тенге. Однако аукционы, проведенные управлением финансов Алматы сначала по английскому, а потом по голландскому (на понижение цены) методу, не состоялись из-за отсутствия заявок от потенциальных покупателей…
И неудивительно, такая покупка была бы, выражаясь языком сегодняшних борцов с коррупцией, “нецелевым использованием бюджетных средств”. А приобретали их, напомню, за 800 тысяч долларов. В те годы на эти деньги можно было купить 89 однокомнатных квартир в алматинских микрорайонах или сотню новеньких автомобилей. Для тех же полицейских, медиков, спасателей...
Тохнияз КУЧУКОВ, Владимира ЗАИКИНА, Алматы
От редакции Следователи Национального бюро по противодействию коррупции о ходе следствия уведомляли Виктора Храпунова через СМИ. Как минимум это означает, что борцы с коррупцией знают о том, что Виктор Вячеславович читает казахстанские СМИ в Интернете, сидя на берегу Женевского озера. И мог бы ответить нашим читателям: зачем были потрачены сотни тысяч долларов бюджетных средств на покупку непригодных для Алматы вертолетов? И кто (кроме него любимого) на этом наварился? Впрочем, ждать этого придется долго. А вот нынешний глава МВД, по инициативе которого в свое время и был создан канувший в Лету авиаотряд ГУВД, мог бы прояснить ситуацию куда более оперативно. Порадуйте наших читателей, господин генерал!