Были с паями - остались с носом
Жители села Молодогвардейского района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области случайно узнали, что лишились своих земель. Больше восьми тысяч гектаров ушло с молотка в ТОО “Сейхун-S” из Южного Казахстана. Поможет ли приезжий инвестор поднять маленькое село с колен или окончательно его погубит, покажет время, а вот потомки первоцелинников потеряли свои паи, похоже, безвозвратно.
Совхоз “Молодая гвардия”, основанный весной 1954 года, гремел на весь Союз.
- Мои родители приехали осваивать здесь целинные земли: мама из Кировской области, а отец из Сталинграда по комсомольской путевке. Жили в палатках и вагончиках, в отсутствие всяких благ цивилизации. Создавали своими руками хлебные поля и деревню. Здесь познакомились и поженились, - рассказывает старожил Молодогвардейского Николай ПЛЯСУНОВ.
Когда в конце 90-х совхоз разваливался, Николай и другие сельчане получили паи. Затем отдали их в распоряжение агрария Марата ИСКАКОВА, основавшего ТОО “Туган жер”, и первые годы получали от земли неплохие дивиденды, но потом ситуация изменилась. Сена и отходов, выдаваемых раз в год, уже перестало хватать на содержание даже скромного личного подворья, да и то приходилось месяцами, а то и годами выпрашивать причитающееся вознаграждение за пользование землей, в то время как у других крестьянских хозяйств в округе дела шли в гору.
Пайщики решили выйти из состава “Туган жер” и передать свои земли для обработки более способному и щедрому хозяину. Однако уйти от прежнего оказалось не так просто. Выяснилось, что земли участников давно являются залогом в банке и, более того, ушли с молотка в счет многомиллионного долга за кредит. Пайщики были ошарашены этой новостью, они не понимают, каким образом Марату Искакову удалось заложить земли без их ведома. Посмотреть в банке, какие документы он приложил и есть ли там их подписи, сельчане, конечно, не смогли. Банковская тайна.
Семья Шупановых, имеющая пять паев, обратилась в суд и доказала, что их даже не приглашали на собрание, где принималось такое решение. А потому их права нарушены, так как они не имеют возможности выйти из состава участников товарищества и выделить свои паи, права на которые были переданы в качестве вклада в уставный капитал товарищества. Суд удовлетворил иск и признал недействительными в этой части договор залога недвижимого имущества в банке и решение общего собрания участников товарищества 2011 года, где якобы решили заложить право долгосрочного возмездного землепользования участками в банк и взять кредит.
Но пайщиков больше 400 человек, а кроме Шупановых, никто такие иски пока не подавал. Зато пайщики обратились в суд с коллективным иском на действия судисполнителя, который продал заложенную землю с аукциона ТОО “Сейхун-S”. Однако суд первой инстанции признал сделку по продаже залогового имущества шымкентской фирме законной и добросовестной.
- Я из села уехал восемь лет назад, там все бурьяном поросло, домов не видать, внутри села ничего не делается. Теперь живу в городе, да и Искаков здесь, в Петропавловске, - рассказывает один из пайщиков Жаулеш МУЗДУБАЕВ. - Городским отдавал дивиденды деньгами. Раньше с пяти паев я получал не меньше 100 тысяч тенге в год. А последние три года меня только завтраками кормили. Эти деньги я так и не получил, а потом узнал, что землю потерял.
- В ТОО “Сейхун-S” мы никто, уже не участники товарищества, а значит, прав ни на что иметь не будем. Мы-то пожили, а дети остались ни с чем, без земли, которая может и должна приносить дивиденды в нашей аграрной области, - сетует еще один пайщик Петр ВЕНДЕЛЬ. - Нам не важно, кто будет землю обрабатывать, какой инвестор, но терять ее мы не хотим и будем доказывать в суде, что нас даже не спросили, когда закладывали наши четыре пая в банк.
Особенно переживают пенсионеры, которые долгие годы проработали в Молодогвардейском и получали за счет земли прибавку к пенсии.
- У меня четыре пая, с каждым годом дивиденды все меньше и меньше. Первые годы хлеб и муку давали. Когда хозяйство по состоянию здоровья держать не стала и переехала в райцентр Булаево, попросила выдавать мне деньгами. С 2010 года не дают ни угля, ни дров, да и дивиденды получить каждый раз проблема. Обидно! И так пенсия минимальная, а еще и землю, получается, потеряла, - чуть не плачет Екатерина СТАРОСТИНА.
Директор молодогвардейской средней школы Александр ТОЛКАЧЕВ (на снимке) считает, что Марат Искаков попросту закрыл свои долги землями сельчан, потому что сам он продолжает сеять на своих гектарах.
- Мы же видим, что другие руководители крестьянских хозяйств получают хорошие урожаи, вносят удобрения, гербициды, вкладывают в землю, дают в три-четыре раза больше вознаграждения пайщикам. Мы на четыре пая могли получить или две телеги сена, или полторы тонны отходов, а в соседнем селе Советском Анатолий РАФАЛЬСКИЙ, директор ТОО, каждому пайщику давал по 1,7 тонны отходов, - говорит Толкачев. - Если бы хороший хозяин был на земле, то можно село развивать. Дорога к Молодогвардейскому наконец-то ремонтируется, вода есть - 25 колонок работают, стадион есть, дороги асфальтированные по поселку еще с советских времен сохранились.
Если люди сейчас перестанут получать за свои паи корма, то уже едва ли смогут держать хозяйство, начнут разъезжаться из села - без подворья ведь можно и в городе жить. Тем более в двух шагах Россия, Омская область, где выше пенсия и лучше развито село.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото из личного архива Александра ТОЛКАЧЕВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Петропавловск