Дорожный куркуль, или Десять километров коррупции
Пока водители раздражаются по поводу плохих дорог, коих на просторах нашей необъятной родины великое множество, ответственные за состояние этих самых дорог люди порой заняты мыслями о личной наживе. Плевать, что где-то в глубинке асфальт отремонтируют по принципу тяп-ляп. Зато можно устроить банкет для близких в ресторане и купить любимому сыну хорошую иномарку. Правда, наслаждаться внезапно свалившимся богатством руководителям карагандинского областного филиала РГП на ПХВ “Казахавтодор” Гадылу МУКАНОВУ и Ержану ОТАРОВУ, которых поймали на крупной взятке, довелось недолго. За алчность им пришлось расплатиться свободой.
Кто ездил по автодороге Павлодар - Караганда, хорошо знает, что она крайне далека от идеала. В июле 2017 года поток возмущений от водителей достиг ушей руководства “Казахавтодора”. Из оглашенных недавно в суде показаний заместителя генерального директора этого предприятия Бауржана СЕРИКБАЕВА стало известно, что жалобы явились причиной созыва совещания. Во время него рассмотрели вопрос о выделении дополнительного финансирования для проведения капитального ремонта самого раздолбанного отрезка, а также на устранение на нем дефектов и приведение его в надлежащее состояние в срок до 20 сентября. Стоимость работ оценили почти в 300 миллионов тенге. Притом карагандинский филиал “Казахавтодора” должен был сначала вложиться сам, а деньги из головного офиса ему перевели бы после сдачи отремонтированного объекта.
Тендер выиграли две фирмы: 228,7 миллиона тенге перепало ТОО “Жандос и К” и еще 52,4 миллиона досталось ТОО “Ак-жол ДС”. В сентябре началось латание полотна. Ну как началось… Первая компания пахала, как положено по условиям контракта. А вот вторая на своем участке протяженностью десять километров успела подшаманить всего лишь триста метров! На том кипучая деятельность заглохла. И вместо нее закрутились совсем другие события. Детективные.
О них мы, к слову, уже коротко рассказывали в одном из предыдущих номеров, когда нерадивых подрядчиков осудили за дачу взятки бастыкам из карагандинского филиала “Казахавтодора” (см. “Пилите, Шура, пилите…”, “Время” от 5.5.2018 г.). Теперь же Фемида добралась до взяткополучателей, и все пазлы этой истории собрались вместе. И теперь можно взглянуть на картину преступления целиком.
По ходу судебных разбирательств выяснилось, что боссы алматинской фирмы-подрядчика “Ак-жол ДС” Бекболат ЖАГПАРОВ и Мухан ЫБЫШЕВ были хорошо знакомы с начальством карагандинского отделения “Казахавтодора” Гадылом Мукановым и Ержаном Отаровым, поскольку и раньше контактировали по рабочим моментам. Стоит отметить, что конкурс на ремонт десяти километров трассы заказчики провели способом из одного источника будто бы из-за того, что поджимали сроки. Однако складывается впечатление, что обе стороны с самого начала рассчитывали смухлевать. Посудите сами: согласно договору авансовые платежи не предусматривались, а оплата за услуги должна была последовать только по окончании асфальтирования.
Между тем денег на закатку дороги у “Ак-жол ДС” не имелось. Наверное, можно было бы взять кредит. Но бизнесмены пошли другим - коррупционным - путем. Сумели достичь соглашения с Отаровым и Мукановым о перечислении на их счет крупной предоплаты в размере 41 миллиона тенге. Только не подумайте, что автодорожники переживали за кусочек разбитой трассы. Нет! Как оказалось, оба озаботились пополнением своих кошельков. Притом проявили неслабый аппетит, велев подрядчикам обналичить и отдать почти половину - 20 миллионов тенге!
Как-то слабо верится, что взрослые и уважаемые люди не смогли предусмотреть риски в предстоящем мероприятии. И тем не менее участники незаконной сделки прокололись так простецки, что сыщики из Нацбюро по противодействию коррупции наверняка не сразу поверили в привалившую удачу. Дело в том, что банк, где представители “Ак-жол ДС” открыли счет, выдавал наличность лимитированно. И о снятии крупных сумм оповещал кого следует. Так всю компанию незаметно взяли под колпак и выяснили, что предприниматели снимали в банке нал три раза.
Деньги долями отвозили в кабинет Ержана Отарова. В первые две встречи он принял 10 миллионов тенге. И практически сразу поспешил их потратить. Купил в подарок сыну “тойоту-камри” 2015 года выпуска за 7 миллионов 800 тысяч тенге. Потом повел близких в ресторан Forpost. Работники заведения, выступая в суде, отметили, что посиделки были похожи на семейный ужин и обошлись Ержану Баймукановичу в 53 тысячи тенге с учетом того, что ему сделали хорошую скидку по предоставленной дисконтной карте на имя другого человека. Кроме того, он отдал часть старого долга в размере 900 тысяч тенге своему приятелю. И еще 860 тысяч оставил в доме своей дочери.
Она позже пыталась объяснить их происхождение тем, что близкие люди скинулись на поминальные мероприятия по умершему родственнику. И даже предоставила в суд тетрадку, куда записывала суммы пожертвований. Но прокололась на купюрах: ей поступали банкноты разного номинала, а при обыске изъяли сплошь двадцатитысячные. Версия об обмене разнобойных купюр в банке на одинаковые “для удобства” рухнула.
Приглашенные на процесс сотрудники финансового учреждения заявили, что обмена не было, поскольку подобные операции фиксируются и за них клиентам приходится платить комиссию в размере 0,1 процента от общей суммы. Куда подевались еще около 400 тысяч тенге, осталось неясным.
И вот после того, как представители фирмы “Ак-жол ДС” принесли очередную порцию мзды - 7 миллионов тенге, Отарова задержали. А следом за решетку угодили его шеф Гадыл Муканов и бизнесмены из алматинской фирмы (см. “Дороги, которые их соблазняют”, “Время” от 19.9.2017 г.). Напомним, первыми свой приговор услышали подрядчики Ыбышев и Жагпаров - оба отправились в места не столь отдаленные на шесть лет. А затем настал черед получить наказание и их партнерам по коррупционной связке.
Во время разбирательств начальники карагандинского филиала “Казахавтодора” категорически не признавали вину. Вернее, валили ее друг на друга. Но подписанный Мукановым фиктивный акт о якобы выполненных на участке дороги работах, на основании которого перечислялись деньги на счет “Ак-жол ДС”, из дела не выкинешь. Как и показания работников предприятия и взяткодателей о переговорах в кабинете главы филиала, где присутствовали оба руководителя. Добавьте к этому прослушку компрометирующих телефонных разговоров между фигурантами, и станет понятно, что следствие отработало эту взятку достаточно чисто и профессионально.
Ержану Отарову, пожалуй, повезло только в одном. Помимо мздоимства и легализации денег в виде покупки машины ему пытались пришить злоупотребление должностными полномочиями и вымогательство еще одной взятки. Подрядчику из другой фирмы показалось, что Отаров требует от него 150 тысяч тенге за перечисление полуторамиллионного транша за поставку щебня. Однако человек отказался вознаграждать бастыка и счел, что тот ему отомстил - сделал так, что предприятие внесли в список недобросовестных поставщиков. Однако суд признал этот эпизод недоказанным, сославшись на то, что не может привлечь Отарова к ответственности лишь на основании предположений заявителя.
В финале разбирательств Гадыла Муканова приговорили к семи с половиной годам заключения, а его компаньона Отарова “наградили” семилетним сроком. У него также конфисковали купленную для сына “тойоту” и обнаруженные в доме дочери деньги. Обоим вдобавок запретили пожизненно занимать должности в государственных органах.
Ирина МОСКОВКА, кадр оперативной съемки Нацбюро по противодействию коррупции, Караганда