Просроченный вердикт
Почему менеджер “Арселора”, признанная виновной, осталась безнаказанной
В правовом противостоянии директора по персоналу АО “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) гражданки Украины Анны АДОМ и директора по трудовым ресурсам железорудного департамента этой же компании казахстанца Юрия ПАЛАМАРЯ поставлена точка. Апелляционная коллегия по уголовным делам Карагандинского областного суда признала начальника кадрового департамента предприятия виновной в нарушении трудового законодательства РК. Однако от наказания ее освободили.
Кипящие вокруг этой истории страсти продолжают приковывать к себе внимание работников АМТ и сторонних наблюдателей. Еще бы! Во-первых, как мы уже рассказывали, в Казахстане еще не было случаев привлечения к уголовной ответственности представителей иностранных компаний за незаконное увольнение работников. И “прецедент Паламаря” может стать своего рода пошаговым руководством по отстаиванию прав перед “попутавшим берега” работодателем. А во-вторых, уж очень увлекательные события происходили и продолжают происходить вне судебного поля. Но обо всем по порядку.
Напомним, в минувшем феврале Темиртауский горсуд признал Анну Адом виновной в незаконном расторжении трудового договора с Юрием Паламарем и приговорил ее к 80 часам общественных работ, а также запретил занимать должности в “Арселоре” на срок в один год. Обе стороны обжаловали вердикт в вышестоящей инстанции: защитники Адом просили ее оправдать, а Паламарь был недоволен слишком мягким наказанием.
Рассмотрение апелляционных жалоб сторон было назначено на начало мая. Однако слушания пришлось переносить, так как один из адвокатов осужденной заболел, а второй не смог приехать из Астаны в Караганду, сославшись на семейные обстоятельства. К тому же в преддверии процесса внезапно занедужила и сама Анна Александровна. Об этом журналистам по телефону рассказал советник директора АМТ по связям с общественностью Алексей АГУРЕЕВ.
- Затравили бабу! - сочувственно резюмировал в беседе с одним из журналистов Агуреев.
После таких сентиментальностей некоторые мои коллеги едва не поддались порыву выдать новость: Адом, мол, госпитализировали чуть ли не прямиком из зала судебных заседаний. Хотя в самом суде никто и словом не обмолвился о ее болезни.
Впрочем, странное поведение Агуреева вызвало у недоверчивых карагандинских журналистов сомнения в правдивости его слов. Тогда в дело вмешалась сама Анна Адом - она разместила в соцсетях пост, проиллюстрированный собственным фото с электродами на груди. Особо стоит отметить, какими словами она его сопроводила (орфография и пунктуация автора сохранены):
“Непорядочные чиновники + криминал = не ходите менеджеры в Казахстан работать.
Вчера травля, устроенная инспекцией по труду и одним нечистоплотным сотрудником, достигло моего личного апогея. Как результат - реанимация и несколько часов, когда тебе рисуют разные варианты будущего. Причем иногда и не будущего. И вот думаю я, сколько усилий было потрачено президентом этой страны, чтобы превратить Казахстан в страну - мечту для вложения капиталов. И как некоторые чиновники превращают ее в ад для иностранцев. И плевать им, что творят беззаконие, все равно, как это скажется на будущем страны. И если им плевать, то кто же будет о ней думать?”.
Так стало известно о том, что у Анны Александровны возникли проблемы не только с казахстанским правосудием, но и с инспекцией по труду. Под травлей подразумевалось, что этот орган по заявлению Юрия Паламаря провел внеплановую проверку в АМТ и выявил: Адом не соответствует занимаемой должности по квалификационным требованиям, предъявляемым к иностранным работникам! В адрес руководства предприятия вынесли предписание об устранении нарушения трудового законодательства. Администрации АМТ, скорее всего, теперь придется подыскивать на пост директора по персоналу нового человека. Впрочем, не будем забегать вперед, поскольку защитники Адом сейчас пытаются оспорить в суде результаты проверки трудинспекторов.
Как бы там ни было, с вечера минувшей пятницы Анну Александровну Адом можно называть уголовной правонарушительницей. В тот день апелляционная коллегия Карагандинского облсуда признала ее виновной в незаконном увольнении Юрия Паламаря. При этом приговор Темиртауского горсуда был частично изменен. Наказания в виде общественных работ и запрета на занятие должностей на предприятии кадровичке АМТ удалось избежать. Поскольку, по мнению судьи Розы НУРМУХАНОВОЙ, истек срок давности - один год - с момента совершенного осужденной правонарушения.
Момент довольно спорный. Ведь около года Паламарю понадобилось только на то, чтобы в гражданском порядке доказать незаконность его увольнения. И лишь имея это подтверждение на руках, он переместился в уголовную плоскость. А тут, выходит, уже поздно было добиваться возмездия, остается удовлетвориться лишь наличием судимости у обидчицы.
- Как юрист могу сказать, что решение суда законное. Ведь главная цель все-таки достигнута: установлена истина и восстановлена справедливость. А наказание - это второй вопрос, - прокомментировал постановление апелляционной коллегии Юрий Паламарь.
Несмотря на отчасти компромиссный итог, его оппоненты были менее довольны вердиктом Фемиды.
- Может быть, суд и искал золотую середину, но меня решение не удовлетворило. Суд должен был оправдать мою подзащитную. По моему мнению, нет ни одного доказательства ее вины, - поделился впечатлениями представляющий интересы Адом адвокат Дмитрий КУРЯЧЕНКО. - По делам частного обвинения обжаловать приговор в вышестоящей инстанции нельзя. Есть лишь процессуальная возможность подать ходатайство председателю Верховного суда. Но мы пока ее не рассматриваем, решение в дальнейшем будет принимать клиент.
- Приказ об увольнении Паламаря подписывали три службы, и подпись Адом является промежуточной. Получается, дед воровал, бабка воровала, все воровали, а мышку посадили. Мы не удовлетворены тем, что суд не оправдал Анну Александровну, - добавил его коллега Георгий МАТВЕЕНКОВ.
Тем временем к этой занимательной истории вскоре могут подключиться еще и миграционные полицейские. Они, по мнению Юрия Паламаря, вправе отреагировать на вступивший в законную силу приговор и применить в отношении Анны Адом статью 28 закона РК “О правовом положении иностранцев”. В нем сказано, что иностранный гражданин может быть выдворен за пределы Казахстана, если он нарушил наши законы. Что, собственно, и было зафиксировано судебными актами.
Ирина МОСКОВКА, фото автора и с интернет-ресурсов, Караганда
Ссылки по теме:
“Он уважать себя заставит” - “Время” от 25.11.2017 г.
“Бей чужих!” - “Время” от 28.11.2017 г.
“Замороченная матрица” - “Время” от 9.12.2017 г.
“Ради Адом на земле!” - “Время” от 10.2.2018 г.
“Кадры национальной безопасности” - “Время” от 3.3.1018 г.