Ущерб есть. Но ущерба нет!
Признаться, более странного ответа из Костанайской облпрокуратуры на вопросы, поставленные нами в статье “Палёное дело” (см. “Время” от 17.1.2018 г.), мы не ожидали.
Напомним, пожарный инспектор из Карабалыкского района Марат ЖАКИЕВ помог своему приятелю Данияру НУРМАГАМБЕТОВУ (полицейскому, осужденному за взяточничество) избежать конфискации автомобиля. Жакиев составил фиктивный акт о сожжении “фольксвагена”, а Нурмагамбетов на этом основании снял авто с регистрации и освободил из-под ареста, а затем перетащил машину в Караганду, где продал жителю Кокшетау Виталию СИЛАЕВУ (на снимке). При этом все требуемые законом процедуры, сопутствующие операциям купли-продажи, были совершены. Проверки в карагандинском спецЦОНе не выявили за уведенной от конфискации машиной никаких хвостов.
Спустя три месяца после сделки афера вскрылась, и костанайские силовики изъяли у Силаева машину для проведения следственных действий. На самом деле оказалось, что насовсем. Карабалыкский райсуд 5 января вынес Жакиеву приговор, которым определил преступнику, нанесшему государству крупный ущерб, наказание - четыре года лишения свободы. Но тут же применил амнистию и скостил ему сразу четверть срока!
Самое удивительное в этом приговоре - основание для поблажки. Суд пояснил: скидку Жакиев заслужил тем, что якобы “полностью погасил убыток”, передав машину государству! Про добросовестного приобретателя этого автомобиля Силаева, у которого машину отобрали по судебному приказу в ходе следствия, видимо, решено было забыть. А ведь для семьи Виталия машина - первая помощница и кормилица. Он перевозил на ней полупарализованную жену, доставлял малолетних сыновей в детсад, использовал в своем немудреном бизнесе…
До сих пор не понятно, почему вместо того, чтобы забрать у Силаева машину, не было решено взыскать ее стоимость с Нурмагамбетова - того, кто увел ее от конфискации и продал. Тем более что действующий закон (а именно часть 4 статьи 78 УИК, определяющая порядок действий госорганов при невозможности конфискации предмета по причине его использования или продажи) позволяет это сделать!
Однако наша доблестная прокуратура в лице и. о. прокурора Костанайской области Марата АБИШЕВА официально заявила: “Учитывая, что по уголовному делу в отношении Жакиева М. Г. отсутствовал материальный ущерб (выделено мной. - С. К.), требования закона “Об амнистии в связи с 25-летием независимости Республики Казахстан” применены законно. Оснований для внесения ходатайства на вышеуказанный приговор в части передачи автомашины, изъятой у Силаева В. А. в собственность государства, не имеется”.
Вот так! Не наносил, оказывается, коррупционер Жакиев государству никакого ущерба. Тогда за что же его осудили? Почему специальная экспертиза установила размер ущерба в сумме более 2,5 млн. тенге? Почему об убытке, понесенном государством от действий Жакиева, говорится на каждой странице приговора? Причем и гособвинитель в лице сотрудника прокуратуры в суде настаивал на обвинительном приговоре!
По какой же причине прокуратура делает столь неожиданные выводы? Положа руку на сердце мне бы хотелось, чтобы причиной этого была обыкновенная глупость, а не шкурный расчет.
Возникает еще один простой вопрос. Раз вы, г-н Абишев, и ваши подчиненные в упор не видите оснований для внесения протеста в интересах антикоррупционного законодательства и защиты прав Силаева, то не хотите ли тогда внести протест теперь уже совсем другого рода, а именно потребовать оправдания Жакиева? В самом деле, чего уж тут мелочиться!
На фоне состоявшегося на днях разбора полетов в Генпрокуратуре, после которого ряд высокопоставленных сотрудников надзорных ведомств по всей стране был наказан либо уволен, наблюдать за перипетиями дела Виталия Силаева становится все интереснее. Так что с нетерпением ждем дальнейшего развития ситуации.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Костанай