Какой мазар?
Хранить в бардачке своей машины полтора миллиона тенге в течение нескольких дней рискнет не всякий. Но бывший заместитель акима Абайского района Карагандинской области Димаш СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке) оказался человеком не из робкого десятка. Когда его задержали по подозрению во взяточничестве, он заявил, что эта сумма была собрана соболезнующими по поводу кончины его матери людьми и предназначалась на строительство мазара. Но следствие располагало иными данными: деньги за покровительство со стороны чиновника передали предприниматели, занимавшиеся реконструкцией парка в городе Абае.
Прослушка выявила, что чиновник в завуалированной форме просил от бизнесменов вознаграждения для себя. Деньги он называл “запчастями”. И когда предприниматели назначили ему встречу в кафе, оперативникам Нацбюро по противодействию коррупции оставалось лишь подъехать к условленному месту и взять подозреваемого с поличным. Задержали также и взяткодателей. От них и узнали, что откат чиновнику полагался за отсутствие препятствий в подписании актов выполненных работ по реконструкции парка. К слову, согласно проекту стоимость работ и материалов оценивалась свыше 320 миллионов тенге.
Между тем во время следствия и суда Сулейменов категорически отрицал свою вину. Линия защиты сводилась к тому, что бессовестные бизнесмены его оговаривают. А обнаруженные в его иномарке деньги будто бы были собраны в качестве бата родными и близкими после смерти его матери. В подтверждение тому отец Димаша предоставил тетрадь, где фиксировались траурные финансовые поступления. Однако суд отнесся к такому “доказательству” скептически.
Во-первых, люди на похоронах делали пожертвования от одной тысячи до 50 тысяч тенге различными купюрами. А из бардачка изъяли пачки только из 5-тысячных и 10-тысячных банкнот. Да и взяткодатели утверждали, что расплачивались с заместителем акима купюрами именно таким номиналом. Во-вторых, невооруженным глазом было заметно, что в тетрадку вносились дополнительные записи ручкой с другим стержнем. Поэтому версия со строительством мазара не сыграла так, как того хотелось бы подсудимому. Ну и, конечно же, окончательно потопили чиновника стенограммы прослушек.
В итоге Казыбекбийский райсуд Караганды признал Димаша Сулейменова виновным в получении взятки и приговорил к шести годам заключения.
Ирина МОСКОВКА, кадры оперативной съемки в момент задержания, Караганда